Все, кто сегодня мастера, начинали молодыми специалистами. Начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик – о путешествиях, книгах и карьере

Общество 09 октября 24 125
Все, кто сегодня мастера, начинали молодыми специалистами. Начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик – о путешествиях, книгах и карьере
Анатолий Маркевич, министр культуры Беларуси, в прошлом одна из должностей – заместитель председателя Кореличского райисполкома. Виктор Шайбак, генеральный директор управляющей компании холдинга «Агропромышленный холдинг Управления делами Президента Республики Беларусь», до этого – председатель Кореличского райисполкома. Андрей Наумович, начальник секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, некогда – председатель Кореличского районного Совета депутатов. Александр Турчин, председатель Минского облисполкома, а еще раньше – заместитель председателя Кореличского райисполкома. 

Конечно, между работой на кореличской земле и нынешними высокими и ответственными постами был успешный труд в других должностях. Но именно на Кореличчине они сделали первые шаги по карьерной лестнице, именно этот край практически одномоментно дал стране целую плеяду талантливых и грамотных руководителей. 

Во второй половине нулевых, бок о бок с ними, работал, учился и успешно пробовал свои силы на государственной службе в родном районе нынешний начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик. Авторитетный руководитель, который сам яркое доказательство постулата вверенной ему сферы «Образование через всю жизнь». Какой бы темы мы ни коснулись, будь то путешествия, кулинария или профессиональный рост, разговор то и дело возвращается к книгам. Однако речь пойдет не только о них. Расскажет Руслан Юрьевич о лучшем стимуле для изучения французского, своем идеальном выходном и почему не хотел бы быть школьником сегодня.

На наших глазах наступало будущее

– Руслан Юрьевич, каким учеником вы были?

– Отличником. Сыном учительницы. Это определенная мотивация к качественному выполнению обязанностей ученика, и она не заканчивалась на пороге школы. Родители всегда знали, как у меня дела, какие отметки получил. В плане дисциплины рамки тоже были посерьезней, чем у других детей. А в остальном – никакого вмешательства в мой процесс обучения, то есть дома не было контроля – сделал уроки или нет. Все видно по отметкам. 

В целом был обычным учеником, любил и умел учиться. Это связываю в первую очередь с чтением. Как начал читать в пять лет, так до сих пор не останавливаюсь. Это мое, наверное, самое большое увлечение. Была прочитана школьная библиотека, библиотека Дома культуры сельского, ну и, соответственно, дальше уже районная. В студенчестве, даже готовясь к экзаменам, параллельно мог читать две художественные книги.

Как показывают исследования, чтение – самое главное упражнение для ума. Причем ученые зачастую говорят: «Неважно что, важно сколько». Умение держать в голове большой интеллектуальный объект, помнить связи между персонажами, последовательность событий позволяет тренировать мозг. Соответственно, учеба будет даваться легче. На всех встречах с учащимися моя первая им рекомендация – читать. Современные дети читают мало, и это проблема. Уверен, будь у нас доступ к таким технологиям и в таком объеме, как сейчас, вряд ли бы мы бегали в библиотеку каждую неделю. 

– Хотели бы побыть школьником сегодня?

– Наверное, нет. И дело не в школе. В наше время писателями, фантастами и прочими творческими людьми была нарисована большая картина будущего. У нас, учеников первого-второго класса советской школы 80-х годов, достаточно отчетливо вырисовывался 2000-й. Там будут средства связи персональные, там будут полеты в космос, развитие спутников, там будут какие-то автономные источники энергоснабжения и так далее. Сегодня это будущее наступило. У наших детей есть все, о чем мечтали мы. Но, к сожалению, человечество не родило никакой новой идеи будущего – каким оно будет через 30-40 лет. Футурология как таковая ушла в направление прогнозирования кризисов. 

При всей полноте настоящего стремления наших детей достаточно ограничены собственной самореализацией в предложенном пространстве. Нет яркости. Да, мы видим определенные направления: развитие искусственного интеллекта, биотехнологий, то, что называют шестым технологическим укладом, дальнейшая миниатюризация технологий, будь то энергоснабжение или связь… Но 12-е, 13, 14 поколение телефонов отличается на уровне удобства пользователя, но не дарит вау-эффектов, проявлений того, что мы сделали еще шаг вперед. Поэтому, наверное, советские дети прожили счастливую жизнь. На наших глазах наступало будущее, о котором мы мечтали маленькими школьниками в детском лагере.

Сможем ли мы нарисовать яркую картину будущего для наших детей, большой вопрос. Поэтому не во всем я завидую нынешним школьникам. 

Да, у них доступ к технологиям огромен, что делает более ответственной роль родителей и педагогов, которые должны научить в этом океане информации выуживать полезную. Остановить поток коротких видео и фрагментов, сделать шаг в сторону и погрузиться в какие-то большие интеллектуальные продукты вроде художественного произведения или учебного материала.

– Что читаете сегодня?

– Художественную литературу сейчас гораздо меньше. Предпочтение – публицистика, профессиональная литература. Методология управления, в первую очередь, менеджмент, теория власти, принятия решений, методология мышления, философия, история, мемуары управленцев и руководителей. 

– Основательно.

– Любимое дело толкает тебя на углубление в него все больше и больше. 

– Что сейчас на вашем столе?

– Александр Фридман «Вы или хаос. Профессиональное планирование для регулярного менеджмента». И его же «Вы или вас: профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя». Нравится Александр Дугин, его «Ноомахия». 
Большие книги люблю в аудиоформате. Но есть такие, которые понимаешь: надо купить, чтобы она была у тебя навсегда, чтобы делать закладки, расставлять акценты, возвращаться к ним спустя время. Так что книг у меня много. И в кабинете целый шкаф.

– Возвращаясь к школьным годам, чем, помимо книг, увлекались?

– После строительства новой трехэтажной Красненской школы, которая работает и сегодня, буквально через год туда пришел прекрасный тренер Пётр Николаевич Лазаревич. Он начал культивировать гандбол, которого до этого конкретно у нас не было. Были набраны секции практически в каждой параллели. И хоть по расписанию они были три раза в неделю, мы ходили все шесть. Иногда просто после уроков оставались – в любое свободное время. 

Была в школе хорошая традиция: в день вечера встречи с выпускниками проходил гандбольный матч выпускников против школьников. Младшее поколение всегда выигрывало, потому что этот вид спорта требует постоянной практики и определенной физической кондиции. 

Вообще подготовка была хорошая. Учащиеся Красненской школы всегда входили в состав сборной района на областных соревнованиях. Не скажу, что лично я часто выступал на них, но гандбол был нашим культовым видом спорта. Играли все: и мальчишки, и девчонки.

– Помните свои первые заработанные деньги?

– Конечно, на картошке. За первые деньги купил магнитофон. Как раз вышла кассета «The Best from the West», вот она и звучала там. А в студенчестве хоть и была поддержка родителей, помимо стипендии, но на какие-то излишества зарабатывал сам. Это была ночная работа на рынке – разгрузка больших грузовиков с овощами или фруктами. Мы всегда находили возможность заработать. 

Романтика путешествий 

– Как предопределился ваш выбор географического факультета?

– Тут влияние моего учителя, он же был тогда директором нашей школы, Андрея Николаевича Наумовича. Известный человек: неоднократный депутат Палаты представителей, председатель областного Совета депутатов, районного. 

Настолько талантливый учитель, который мог заразить страстью к предмету, путешествиям. Всегда находил тот формат, задания, которые помогали увлечь любой темой. В старших классах я уже не сомневался, что хочу быть географом. Не учителем, а географом: исследователем, путешественником. Наверное, это романтизм, свойственный подростковому возрасту.

Выбор университетов был небольшой, и я поступил в педуниверситет имени Максима Танка. Вуз окончил с отличием, потому что мне было интересно. Второй предмет на нашей специальности – биология. В школе ее вела у нас талантливый учитель Галина Павловна Лейко. 

Подготовка была хорошая. Немецкий язык на 1-2 курсах я сдавал, что называется, автоматом – исключительно на той базе, которую получил в обычной сельской школе. С гордостью могу сказать, что мы были не то что наравне, а на голову выше многих ребят из городских школ. 

Вообще в университете очень важно было правильно выбрать подход к организации собственного времени. Расхожая фраза о том, что сначала ты работаешь на зачетку, а потом она на тебя, действительно работает. Даже больше: зачетка работает всю жизнь. Потому что твоя репутация – это то, что с тобой всегда. Так что если освоить материал первого-второго курса, на третьем будет гораздо меньше сложностей с обучением. Появляется системное мышление, мировоззрение. Как говорил Анатолий Вассерман: «Я не знаю все, но у меня есть такой метод, как наука». То есть я могу предположить, перенести свойства одного на другое.

– Что из юношеских увлечений удалось пронести через всю жизнь? Помимо чтения. 

– Страсть к путешествиям, которая была порождена чтением классиков приключенческой литературы. Понятно, что все началось с «Робинзона Крузо», Луи Буссенара, Майн Рида, «Приключений Тома Сойера и Гекльберри Финна»… 

Я люблю путешествия, стараюсь каждый год куда-нибудь съездить. Не важно, где-то по стране или за ее пределами.

Буквально несколько выходных назад мы просто сели с супругой в автомобиль и съездили в Смоленск. Провели там один день, пешком обошли весь город, посмотрели самые знаковые места и вернулись домой. Такое маленькое путешествие для нас – норма.

– Предложите нашим читателям ваш топ-3 или больше мест области, обязательных для посещения. И поскольку я вижу у вас на стенах картины с Мирским замком, полагаю, он входит в число лидеров.

– Это еще и отсылка к малой родине. Мирский замок для меня – это в первую очередь объект, который является памятником трудолюбию белорусского народа, и только во вторую, наверное, памятником сохранения традиций и устоев магнатских семейств. То, что сегодня у нас есть Мирский замок в таком виде, действительно подвиг. Мы все видели на старых фотографиях руины, из которых он на протяжении 30 лет возрождался. А сегодня это объект туристического показа, который встречает сотни тысяч людей в год. 

Эмоционально большим открытием для меня была наша Беловежская пуща на территории Гродненской области в Свислочском районе. Это неповторимое  пространство как с точки зрения экологии, так и туризма. Уникальный биоценоз, такое древнее сообщество, которое позволяет поддерживать свою стабильность.

photo_2024-10-08_08-05-04.jpg
В лесах, которые были посажены лесничествами в прошлом веке, мы видим неустойчивость определенную. К примеру, туда приходят инвазивные растения. А пуща сохраняет устойчивость. Там даже совершенно другой набор деревьев, растений, совершенно другие ландшафты. Поэтому для меня Беловежская пуща – это не зубры и резиденция Деда Мороза, а удивительный природный баланс и порядок.

Обязательно надо бывать на восстановленных болотах. В Кореличском районе есть заказник «Миранка». Это бывшие торфоразработки, которые повторно восстановлены, заболочены. Пройти одному через это болото по существующим дамбам весной, когда там все поет… Это просто новые ощущения. Не то что городскому, они и сельскому жителю не всегда доступны, если не бывать в таких уникальных местах.

– Опишите ваш идеальный выходной.

– Очень много выходных провожу на малой родине. Уезжаем в Кореличи, у нас там дом. Разжечь костер, посидеть, поужинать в беседке возле дома… Это, наверное, идеально на данный момент. Да, конечно, уходят два часа на дорогу каждую неделю. Два – в одну сторону и два – обратно. Но это то, без чего я не могу обойтись. Это твое место, где ты можешь восстановиться, где ты узнаешь каждого встречного. Идеальный отпуск, допустим, для меня – уехать домой и что-нибудь построить.

– Или приготовить? Вспомнила ваш яблочный сыр, который появился в соцсетях пару лет назад. Чья была идея? Ваша или Оксаны Константиновны?

– Он родился из прочтения «Листопада» Генриха Ржевуского. Искал что-нибудь про Кореличчину, и попалась эта книга о событиях последних лет Речи Посполитой. Она на польском, но мне было интересно – там описываются родные места: Мир, деревня Некрашевичи, различные усадьбы. Те же, что описывал Адам Мицкевич в своей поэме о пане Тадеуше. И я, совершенно не зная польского, но Google в помощь, стал читать. В одном из эпизодов упоминается яблочный сыр. Это и побудило меня попытаться найти, что же это такое, молочный ли продукт. На самом деле – наша пастила, которая традиционно присутствует и в белорусской, и в русской культуре. Но само приготовление интересно. Распространенное блюдо, но мы его забыли.

– Вот такие моменты и наталкивают на мысль, что вы любите пробовать что-то новое, экспериментировать.

– У меня лично освоение нового всегда имеет прикладной характер. Однажды надо было провести экскурсию для любимой супруги в Париже. Мы не пользовались услугами экскурсоводов, гидов от слова совсем. Я не только изучил географию Парижа, историю его поместий и содержание того или иного музея или храма. Пришлось выучить на начальных уровнях французский, чтобы общаться в ресторанах, магазинах. Оказывается, он не настолько сложен. Было бы желание. Сегодня много программ, тренажеров, которые в этом помогут. 

Я этим еще хочу сказать, что надо смелее отваживаться на некий новый участок, будь то навыки вождения автомобиля или изучение нового языка. Или необходимость разобраться с помощью старших товарищей, что такое стройка и как положить шифер или обрезать плитку. Все доступно, не боги горшки обжигают. Молодым я всегда говорю: когда поступит предложение взять на себя несколько большую нагрузку, к которой вы привыкли, и возглавить какое-то подразделение, направление работы, взять ответственность, надо всегда понимать, что все, кто сейчас руководит, являются мастерами, когда-то начинали с такого уровня, как ты, – молодым специалистом. Только упорство, совершенствование своих компетенций позволяют становиться лучше и расти.

Команда лидеров

– Ваш личный пример – тому подтверждение. Как родители относились к назначениям? 

– Всегда поддерживали в любых решениях. Не было такого, чтобы они противодействовали, если видели, что я уже погрузился в этот вопрос. В принципе, «шараханий», от которых надо удержать, не было. По большому счету, моя карьера планомерная, спокойная. 

Первым, наверное, решительным действием, когда я сломал привычное течение дел, был отказ от поступления в аспирантуру. На 5 курсе уже писал дипломную работу, которая должна была стать основой для исследовательской деятельности в аспирантуре. Но в какой-то момент я понял, что мне, грубо говоря, надоело учиться. Хотелось практической деятельности. Поэтому объявил своему научному руководителю, что поеду в свою сельскую школу учителем. 

Работал, участвовал в районных мероприятиях и вскоре получил приглашение перейти в райком БРСМ. Предложил руководитель, которого я очень уважаю и уважал тогда, Анатолий Мечиславович Маркевич. 

– И стали работать в одной команде с выдающимися, как уже сегодня уверенно можно сказать, людьми: Виктором Шайбаком, Анатолием Маркевичем, Андреем Наумовичем, Александром Турчиным… 

– Всегда горжусь и своим сотрудникам чуть ли не каждый день привожу примеры из управленческой мудрости моего руководителя Виктора Леонидовича Шайбака и его заместителей. Благодаря таким руководителям: системным, четким и человечным – я прошел хорошую жизненную школу, то, что не напишешь в учебниках.

– Как это – работать в родной школе, быть руководителем в родном районе?

– Не позволяет переступить через какие-то моральные принципы, потому что тебе здесь жить, смотреть людям в глаза. В принципе, это всегда отличало моих руководителей, и я пытаюсь это тоже у себя культивировать.

– Были назначения, на которые вы решилась с сомнением? 

– Назначения, в принципе, мной всегда принимались с удовольствием. Однажды любому молодому человеку надо определиться со своей траекторией самореализации. Когда становишься на путь государственной службы, надо понимать, что с этого момента ты являешься элементом большой системы, которая только в целостности обеспечивает некие социальные блага. И твоя служба в этой системе должна подчиняться определенным законам, в ней не бывает чудес или волшебных карьер. Все достигается трудом. Система государственной службы в Республике Беларусь подразумевает постоянное совершенствование сотрудника. И ты должен находиться там, где это необходимо в данный момент с точки зрения общих интересов. Понимание этого позволяет правильно принимать полученные предложения.

Вообще я счастливый человек в плане работы. Любимое дело описывается тремя факторами: оно тебя кормит, оно тебе доставляет удовольствие, оно приносит пользу другим. Вот такое любимое дело у меня есть. Не помню дня, когда бы я за последние пять лет не хотел идти на работу. 

– Уверена, и вы сами это не раз подчеркивали, в том числе благодаря команде, с который работаете. 

– У японцев в корпорации Toyota, к примеру, есть философия кайдзен о совершенствовании процессов производства через множество маленьких шагов на каждом рабочем месте. Философия нашего главного управления образования – каждый день делать что-то лучше. И это далеко не моя установка, которую всем навязываю. Здесь сложилась прекрасная команда, где на каждом участке находится человек, который не мыслит работы не на результат. 

Система образования – огромная, в нее непосредственно вовлечен каждый пятый житель области. У нее есть свои традиции, и очень многое держится именно на культуре академической профессии, на традициях сложившихся коллективов и отрасли в целом. Это позволяет всем разговаривать на одном языке, поддерживать одинаковые ценности.

IMG_9333.jpg

– Если говорить о нашей системе образования, чем мы особенно сильны? 

– Мы говорим о том, что Беларусь является страной с высочайшим уровнем человеческого потенциала и с беспрецедентными социальными гарантиями. Доступность образования – задача номер один в программах социально-экономического развития. У нас не обсуждается, будет или не будет ребенок ходить в школу, далеко он от нее живет или близко. Обеспечить ему возможность получения образования – обязанность государства. Сегодня мы уже не обсуждаем вопросы грамотности населения, хотя не везде в мире это решено.

Кроме того, у нас нет элитных школ, нет недоступных учреждений образования, в которые нельзя было бы прийти и быть зачисленным. 

Второе – профессиональное образование. В единичных странах сохранилась модель подготовки специалистов рабочих профессий на уровне среднего специального образования. Беспрецедентна и вовлеченность профобразования в процессы, протекающие в обществе. Есть взаимодействие с нанимателями, организациями заказчиками кадров, и они прогнозируют будущую потребность в рабочих профессиях. У нас буквально с колес адаптируются программы подготовки под потребности производства. И все это находится не в зоне интересов неких корпораций, которые готовят работников для себя, а является зоной ответственности государства.

Система высшего образования, которая направлена не на культивирование большого числа выпускников по престижным специальностям, тоже заточена на потребности нашего государства, нашего реального сектора. В этой сфере у нас абсолютный суверенитет. 

По-разному воспринимается так называемая отработка, порой как обязанность. Но в первую очередь это социальная гарантия первого рабочего места.

Кроме того, я бы отметил определенный динамизм. Мы уже приспосабливаемся к наступающему шестому технологическому укладу: по инженерной направленности, по биотехнологическим направлениям. На уровне 10-11 классов введена максимальная профилизация, учащиеся погружаются в производственные процессы. Это помогает им как можно раньше формировать представление о реальной профессии, а не о романтичном образе врача или инженера. 

Еще одна 
 особенность в том, что в последние годы созданы условия для большого числа льготных маршрутов поступления детей, мотивированных на получение конкретных профессий.

Я был участником съезда учителей Содружества Независимых Государств, где страны представляли сделанные за последние годы шаги по совершенствованию в целом системы образования. Беларусь, Казахстан, Россия ушли на несколько корпусов вперед в части концептуализации образования. Белорусское образование не шарахалось из стороны в сторону и системно обеспечивало движение вперед, преемственность подходов. У нас нет такого, что пришел один министр, начал одно делать, пришел другой – другое. Преемственность очень важна. Конечно, ее гарантом является Глава государства.

Разговоры с детьми и счастье в доме

– В разговоре вы упоминали несколько иностранных языков: в школе изучали немецкий, потом французский, польский. Уверена, список неполный.

– Французский – это… Эксцентричный немного момент. Сейчас уже, наверное, не смог бы разговаривать на нем. Польский понимаю, могу читать. Когда живешь в приграничном регионе, важно мониторить информационную повестку на той стороне границы. То есть чтение новостных сайтов, каких-то публикаций, не представляет большего труда. Английский выучил. Это тоже имеет такое прикладное значение: чтение, деловое общение, путешествия. 

– Если не чтение, а музыка, то…

– Сам я не играю, а вот слушать музыку обожаю. Если у Гродно есть душа, то это Гродненская капелла, концерты которой стараюсь не пропускать на протяжении вот уже пяти лет. Прекрасный коллектив, который дарит гродненцам симфоническую музыку, причем как довольно популярные произведения, которые знакомы всем, так и для гурманов. Музыка барокко, которая звучит в храмах, классическая в рок-обработке, тематические концерты…

Мне очень интересна симфоническая музыка. Опера. Сейчас, к сожалению, театр оперы от нас в нескольких часах езды. А когда жили в Кореличах, часто с супругой ездили вечером на спектакли в Большой театр.

– Руслан Юрьевич, что в вашем кабинете? Из личного?

– Фотографии жены, дочери. Картины дочери. Это ее хобби, на которое сейчас остается немного времени (Валерия выпускница), но которое мне хочется поддержать. 

– Расскажите, какой вы отец?

– Консервативный. Традиционных устоев, традиционных взглядов на семью, на роль мужчины и женщины, на место старших и младших в семье, обществе… Учу и вижу, что получается формировать у детей уважение к государству, обществу, к представителям различных профессий. Никогда не было, чтобы, допустим, пришла дочь из школы, пожаловалась на учителей и нашла у меня в этом плане поддержку. Если педагог делает ребенку замечание или дает то или иное поручение, я всегда на стороне учителя.

У меня нет закрытых тем с детьми. Говорим о происходящем в обществе. Нередко обсуждаем политических деятелей прошлого и текущий процесс. 

Обсуждаем те или иные тренды в интернете, те или иные темы. У дочки периодически большие круглые глаза: «Папа, ты тоже это знаешь?» Да, одним глазом я все время в молодежной повестке, чтобы, если надо, корректировать или разъяснить, почему то или иное явление является деструктивным. Поэтому, к счастью, никогда ни со старшим сыном (Руслан уже работает), ни с дочкой не имел неприятностей с законом или совершением каких-то проступков. 

…Песня была «Сын был воспитан хорошим отцом». Я тоже стараюсь детей воспитать, будучи хорошим отцом, а не потакая. Хотя, конечно, не без этого. Любящий отец всегда понимает, когда ребенок нуждается в тепле, ласке и поддержке. 

– Насколько вы публичный человек? Соцсети, ТГ-канал…

– От соцсетей отказался. Единственное, что сейчас есть, – телеграм-канал, где делюсь новостями, которые мне кажутся привлекающими внимание. Моей точке зрения в принципе доверяют сотрудники, интересуются моими взглядами на те или иные процессы. 

Там же стараюсь заразить людей интересом к путешествиям, посещению наших знаковых мест, которые здесь, на расстоянии вытянутой руки. В то же время при всей кажущейся публичности, я достаточно консервативный человек, и семейное пространство редко попадает у меня в социальные сети. 

Семья, как мне кажется, это должен быть закрытый мирок. Хотя… Если мы хотим, чтобы семья оставалась ядром нашего общества, мы должны формировать позитивный ее образ. 

Говорят, у человека есть работа, дом и третье место, где он проводит время. Вроде «у него есть гараж, и он туда ходит». Мое третье место – в доме. Дома мне хорошо. Все свободное время – с семьей. По максимуму. Даже если ты чем-то своим занимаешься, но рядом с родными, это для меня важно. Потому что семья – источник энергии, вдохновения. Если супруга тебя вдохновляет и поощряет, можно достичь любых вершин. Все знают, что рядом с любым героем стоит женщина, которая его на это вдохновила. У меня такая берегиня есть – любимая жена Оксана. Она тоже государственный служащий, на госслужбе – 20 лет. Профессиональная, принципиальная, образец порядочности и преданности  делу. Нам вместе интересно, а когда супруга еще и твой друг, это, наверное, и есть семейное счастье. 

photo_2024-10-08_08-05-0511.jpg
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА

Фото:Татьяны МОТОЛЯНЕЦ, из личного архива

https://grodnonews.by/