В чем «виноват» электросамокат?
Средства персональной мобильности очень популярны у белорусов. На наших дорогах их разновидностей появилось настолько много, что порой просто теряешься в моделях и названиях. Вместе с тем, зачастую гироскутеры, электросамокаты, сигвеи, моноколеса… становятся причиной травм и даже ДТП. Так, в конце сентября около деревни Бояры после падения с электровелосипеда многочисленные телесные повреждения получила 65-летняя жительница Вороново. По информации свидетелей, она ехала на высокой скорости и не учла дорожную обстановку. Женщина была госпитализирована в Вороновскую ЦРБ.
Как правильно вести себя на дороге водителям средств персональной мобильности, рассказал временно исполняющий обязанности по должности начальника ОГАИ Вороновского РОВД Евгений Шавейко.
— К сожалению, часто водители различных транспортных средств со стажем считают, что перечитывать Правила дорожного движения не стоит, и ездят не по правилам, а по наитию. Не нужно забывать, что ПДД претерпевают изменения. Большое количество новшеств внесено в 2022 году, в том числе касаемо средств персональной мобильности (СПМ). Соответственно, не ознакомившись с ними, граждане совершают правонарушения. А, как известно, незнание закона от ответственности не освобождает.
Владельцам подобных устройств хочу напомнить: нужно четко разграничивать, к какому виду относится ваша техника — средствам персональной мобильности либо механическим транспортным средствам. Если они приводятся в движение двигателем с номинальной мощностью до 0,25 кВт и развивают скорость до 25 км/ч — это средства персональной мобильности. На них распространяются правила, как и на езду на велосипеде. То есть двигаться нужно по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке, а при их отсутствии — по проезжей части. Детей до 14 лет должны сопровождать взрослые. В ином случае нужно получить право управления — открыть категорию «АМ». Замечу, что на наших дорогах встречаются 60-70% таких транспортных средств.
Здесь возникает проблема именно со взрослыми, потому что часто они не интересуются характеристиками электропокупки либо недобросовестные продавцы их уверяют, что мощность не имеет значения.
— Часто ли в поле зрения сотрудников ОГАИ попадают незаконопослушные водители электровелосипедов и электросамокатов?
— Их количество растет как на дорогах страны, так и в нашем районе, поэтому теперь этой категории водителей уделяется особое внимание. Так, наши сотрудники в сентябре привлекли к ответственности владельца электросамоката, мощность двигателя которого была 0,5 кВт. Кроме того, что он был бесправником, так еще и находился в состоянии алкогольного опьянения. В результате — оштрафован на 4 400 рублей.
— Какое наказание за нарушение Правил дорожного движения грозит водителям СПМ?
— Если они двигаются на транспорте, приравненном к мопеду, в подпитии и при освидетельствовании показания алкоголя в выдыхаемом воздухе достигнут 0,8 промилле, получают штраф в 4 тысячи рублей с лишением права управления всеми видами транспортных средств на три года. Если показатель промилле превысит данную, то штраф составит уже 8 тысяч, а водитель станет пешеходом уже на пять лет.
В случае отсутствия категории «АМ» предусмотрен штраф от 5 до 20 базовых величин. При повторном нарушении в течение года — от 20 до 50-ти либо административный арест на 15 суток. Вы трижды за год попали в поле зрения сотрудника ДПС пьяным за рулем и без прав? Тогда наступает уголовная ответственность.
На данный момент проходит общественное обсуждение дополнений в Правила дорожного движения в части пользования средствами персональной мобильности. Считаю, что это нужный и важный шаг. Мы ежеквартально встречаемся с учащимися учреждений образований района, разъясняем им ПДД, особенно касающиеся СПМ. Вместе с тем, поведение детей на дороге не всегда безопасное. Усиление ответственности должно заставить задуматься всех наших граждан, ну и, конечно, будет способствовать снижению ДТП и безопасности участников движения.
Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото автора.