От фонарика и зеркала до современных досмотровых комплексов. Как изменилась белорусская таможня за 30 лет
"История становления таможенных органов Беларуси неразрывно связана с развитием нашего государства, так как в период суверенитета была создана правовая основа деятельности таможенной службы, определены формы и методы развития ее политики. Постановлением Верховного Совета Беларуси в 1991 году белорусское управление Таможенного комитета Советского Союза преобразовано в Государственный таможенный комитет Беларуси. С этого времени все таможенные управления СССР, расположенные на территории нашей страны, начали подчиняться новому ведомству. В 1992 году принят закон об основах организации таможенной службы, в котором закреплено осуществление единых форм и методов проведения таможенной политики. В том же году введен в действие первый белорусский Таможенный кодекс. Знаковым в определении статуса таможенной службы стал и 1994 год. Президент Беларуси утвердил положение о ГТК, определил его главные задачи, структуру, а также правоохранительный статус", - сказал Эдуард Данилович. Развитие белорусской таможни также связано с Евразийским экономическим союзом.
Необходимость скорейшего создания собственной таможенной правовой системы была обусловлена процветающим в 1990-е годы массовым челночным бизнесом, активность которого создавала многокилометровые очереди на границе. "Например, на фото 1991 года можно увидеть семикилометровую очередь в пункте пропуска "Варшавский мост" на белорусско-польской границе. Тогда по всему периметру границы таможенники пропускали в сутки менее 10 тыс. автомобилей. Многие пункты пропуска были оборудованы по временной технологии, состояли из минимального набора зданий или вовсе одного-двух вагончиков. А сегодня там обустроена современная инфраструктура. Совместными усилиями с Государственным пограничным комитетом при поддержке нашего правительства нам удалось изменить внешний облик нашей границы и оформлять до 32 тыс. автомобилей в сутки", - отметил заместитель председателя ГТК.
Он также отметил, что методы сокрытия товаров, которые использовали контрабандисты в 1990-е, были изощренные, а возможности у таможенников для их обнаружения - достаточно скромные. "Фонарик и досмотровое зеркало - это были тогда основные инструменты, причем первые зеркала были самодельные и укреплялись на выточенном длинном черенке. Основными инструментами таможенников были интуиция и смекалка. Сегодня же мы обладаем мощным арсеналом технических средств. Мы имеем возможность без демонтажа транспортного средства обнаружить сокрытые товары в самых интересных местах, используем детекторы наркотиков, драгоценных металлов, камней, валюты, эндоскопы, которые позволяют проверить недоступные полости. А в 2009 году на границе с Литвой и Польшей появился наш первый инспекционно-досмотровый комплекс. Сегодня их в белорусской таможне 14: стационарные, мобильные и один железнодорожный. Также все водители хорошо знакомы с пломбами, а мы, сотрудники таможни, - с пломбираторами. Сейчас на смену металлической пломбе пришла навигационная, которая подает сигнал о нахождении груза из любой точки Беларуси. Ежесуточно применяется более 1 тыс. навигационных пломб. Всего с момента начала промышленной эксплуатации системы отслеживания навигационные пломбы применены в отношении порядка 1,5 млн перевозок", - проинформировал Эдуард Данилович.
Из новаций он также отметил автоматический выпуск товаров, удаленный выпуск, работу Центра электронного декларирования, который позволяет оформить товар вне зависимости от места его нахождения. "Кстати, первая таможенная декларация для граждан, пересекающих границу, появилась в 1953 году в бумажном виде. Первая электронная декларация была выпущена в 1996 году. В это время появились и первые компьютеры - только у начальников структурных подразделений. Сегодня благодаря поддержке руководства страны каждое рабочее место оснащено персональным компьютером, на котором у таможенника есть возможность работать с любой базой данных. За последние 10 лет нам удалось полностью перейти на электронные документы. Они оформляются за пару часов либо вовсе за несколько минут", - добавил заместитель председателя ГТК.
"Мало кто знает, что больше всего таможен насчитывалось в 1993 году, тогда их было 21. В 2000-х годах мы начали реорганизацию службы, сократив за несколько лет количество таможен до 12. Сегодня система представлена восемью таможнями и ведомственным институтом", - заключил Эдуард Данилович.
Фото ГТК
https://belta.by/