"Закон суров, но справедлив". Зачем Александр Лукашенко инициировал законопроект по вопросам уголовной ответственности?
Лукашенко внес в парламент законопроект о смягчении уголовной ответственности по ряду преступлений
Как рассказала Ольга Чуприс, еще в январе этого года во время совещания по отдельным вопросам совершенствования законодательства об уголовной ответственности Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил проанализировать нормы уголовного и уголовно-процессуального законов.
По мнению главы государства, у судов должно быть больше возможностей индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести совершенного преступления. Кроме того, необходимо было изучить, насколько уголовное законодательство гуманно по отношению к отдельным категориям лиц и все ли нюансы учитываются при назначении наказаний несовершеннолетним, женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, инвалидам. И еще один немаловажный момент - Александр Лукашенко также поставил задачу изучить, как выполняются предупредительная и воспитательная функции уголовного закона.
"Этот микс обусловил работу межведомственной рабочей группы, которая проходила под эгидой Администрации Президента. Основным принципом, который был обозначен Президентом и реализовывался этой группой, являлся следующий: уголовный закон суров, но справедлив, - подчеркнула Ольга Чуприс. - Справедливость уголовного закона - это не только жесткие санкции. Это в том числе разные санкции, которые дают возможность судам применять наказание, исходя из всех условий совершенного преступления и личности самого правонарушителя".
По итогам глобальной ревизии законодательства скорректированы санкции 97 составов преступлений. Из них 65 составов дополнены альтернативными более мягкими видами наказаний. "Как правило, это преступления менее тяжкие или не представляющие большой общественной опасности", - пояснила заместитель главы Администрации Президента.
Еще в 32 состава преступлений внесены корректировки, в том числе для устранения дисбаланса в санкциях. "Схожие преступления по степени общественной опасности должны иметь одинаковое санкционное обеспечение. Условно говоря, если совершено мошенничество в составе организованной группы лиц и кража в составе организованной группы лиц, то, соответственно, санкционное обеспечение должно быть одинаковым. Если речь идет о засорении вод и загрязнении атмосферного воздуха, то данные преступления близки по своей сути и, таким образом, также должно быть одинаковым санкционное обеспечение", - привела примеры Ольга Чуприс.
Законопроектом предлагается не применять наказание в виде лишения свободы к женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до 14 лет, а также несовершеннолетним и инвалидам. Но данная норма будет действовать только в том случае, если преступление совершено ими впервые, и оно не связано с посягательством на личность или экстремистской деятельностью.
"Такой же подход предложен и в отношении заключения под стражу этой же категории лиц", - добавила замглавы Администрации Президента.
Особое внимание в законопроекте уделено трудоустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. "Мы предусматриваем необходимость трудоустройства тех лиц, которые будут подлежать амнистии или с которых будет сниматься судимость. Это очень важное обстоятельство для того, чтобы эти лица были интегрированы в общество и таким образом ресоциализировались", - отметила Ольга Чуприс.
Еще одна интересная новация: преступления о нарушении правил дорожного движения, повлекшем причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновного лица (ч.2 ст.317 УК), переводятся в дела частно-публичного обвинения. То есть, как предполагается, возбуждаться уголовные дела будут по заявлению потерпевших. Данная мера призвана способствовать внутрисемейному урегулированию конфликта.
Законопроектом скорректированы и нормы об ответственности за наркопреступления. Предусматриваются альтернативные более мягкие наказания в виде ареста на срок до трех месяцев за приобретение или хранение наркотиков (ч.1 ст.328 УК); ограничения свободы за разовые случаи их сбыта (ч.2 ст.328 УК). Одновременно сокращается нижний размер наказания за сбыт наркотиков в составе организованной группы с 10 до 8 лет лишения свободы (ч.4 ст.328 УК).
Чуприс: у судов должна быть возможность более гибко подходить к вынесению решений по наркопреступлениям
"Весь этот комплекс позволяет сказать, что в какой-то мере наше законодательство гуманизировано. Но мы говорим не просто о гуманизации, а о том, что мы достигаем баланса в уголовно-правовых санкциях, достигаем баланса уголовного закона", - заявила заместитель главы Администрации Президента.
Однако откуда в белорусском уголовном законодательстве возник дисбаланс? Ольга Чуприс заметила, что на протяжении практически четверти века в Уголовный кодекс вносилось много корректировок. При усилении уголовно-правовой охраны одних общественных отношений упускались из вида другие.
"В уголовно-правовые нормы изменения вносились около тысячи раз. Это очень много. Поэтому Президент и говорил, что надо посмотреть на уголовный закон, чтобы его весь прошерстить и где можно подвинуться. Надо дать судам все возможности для индивидуального вынесения решений", - резюмировала Ольга Чуприс.
Что дальше? Теперь работать с законопроектом будут парламентарии. Все новации, особенно самые резонансные, им предстоит обсудить с судейским корпусом, следователями и прокурорами на местах. Параллельно будет организовано общественное обсуждение документа - в ближайшее время законопроект будет размещен на Национальном правовом интернет-портале.
"Президент не исключает, что данный законопроект будет доработан. Мы учитываем все пожелания граждан и готовы на них отзываться, так или иначе интегрировать их в уголовно-правовые нормы", - резюмировала Ольга Чуприс.
https://belta.by/