«Омикрон»: как он действует на организм? О способах защиты от нового штамма и реальной степени опасности

Стоп COVID 06 декабря 21 845
«Омикрон»: как он действует на организм? О способах защиты от нового штамма и реальной степени опасности

Коронавирус заставляет нас вспоминать греческий алфавит.

Сначала был просто COVID-19. Его обнаружили в 2019-м. Затем появился более заразный «дельта»-штамм. Сначала испугались, но уже вроде бы привыкли. Теперь вот новый вариант – «омикрон». Его обнаружили в Южной Африке и главная особенность – у него около 50 мутаций. Это значит, что потенциально «омикрон» более заразный, чем предшественник. И, опять же, (не факт, но возможно) способен уходить от действия антител, которые используются в вакцинах. Многие страны тут же ограничили въезд граждан из ЮАР, где вирус был обнаружен. Но в ВОЗ считают, что отмена полетов и закрытие границ не остановит «омикрон». Собрали факты и поговорили со специалистами о новой напасти. Так ли она страшна?

Гаутенг – провинция ЮАР. Для местных известно, как «место золота», для туристов – колыбель экзотики, микс людей и культур. Отныне у этого места новая репутация – здесь родился новый вариант опаснейшего из вирусов последних десятилетий – COVID.

Провинция сейчас в прямом смысле страдает от наплыва пациентов с положительным тестом. Только за прошедшую неделю число инфицированных выросло втрое. В больницах оказываются даже самые маленькие, раньше такого не наблюдалось. Ученые обвиняют новый штамм – «омикрон».

Анн Фон Готтберг, клинический микробиолог Национального института по инфекционным заболеваниям ЮАР: «Мы постоянно проводим анализ. В 90% образцов находим новый штамм «омикрон». Процент даже чуть больше. В целом рост числа заболевания мы действительно наблюдаем. Но еще предстоит научно обосновать взаимосвязь».

Врачи, лечившие пациентов с диагностированным новым штаммом, говорят, что чаще наблюдаются незначительные симптомы. По состоянию больше похоже на простуду, и большинство пациентов все же не попадают в больницы. Примечательно, кислород в крови у инфицированных остается в норме. Выздоровление в среднем происходит за 2-3 дня. Будет ли так же ситуация развиваться и дальше, выводы делать пока рано.

Адриан Пурен, исполнительный директор Национального института по инфекционным заболеваниям ЮАР«Когда-то «дельта» вызвала третью волну заражений COVID-19 в Южной Африке. Даже это дает основания предполагать, что новый штамм поступит так же».

А вот то, что действительно вызывает обеспокоенность – появились первые изображения этого варианта. Ученые насчитали около 50 мутаций. Он не только объединил изменения своих предшественников – альфы, беты, гаммы и дельты, но и оброс новыми.

Энтони Фаучи, главный инфекционист США: «Пока рано об этом говорить. Я не знаю. Но надо готовиться к худшему».

Большая часть мутаций в так называемом спайк-белке. Это шип на поверхности вирусной частицы. С его помощью патоген проникает в клетку и начинает размножаться. Важно и то, что эта частичка вызывает иммунный ответ организма – именно на него нацелены все существующие вакцины. Потому все генетики так пристально следят за ней. Основная проблема, которую может вызвать столь масштабные изменения, – заразность.

Ирина Вальчук, заведующая кафедрой эпидемиологии Белорусского государственного медицинского университета: «Для исходного уханьского штамма COVID-19 и для «альфа»-штамма вот такой репродуктивный показатель равнялся примерно двум, то есть каждый источник инфекции, каждый пациент заражал в своем окружении примерно два человека. Для «дельта»-штамма этот показатель значительно больше – он равняется 5-6. В отношении нового штамма «омикрон» большое количество мутаций в S-белке вируса и особенно в рецептор связывающем домене с одной стороны способствует лучшему проникновению вируса в клетку, с другой – большое количество одномоментно возникших мутаций могут повлиять на степень вирулентности. Он может стать менее вирулентным, менее успешным, менее конкурентоспособным, чем «дельта»-штамм.

Вирулентность вируса – (от лат. virulentus — «ядовитый») степень способности инфекции заражать организм. По ней судят о тяжести и исходу заболевания.

По сути, речь о том, насколько он токсичный. Так, путей развития ситуации эксперты предрекают несколько. Например, «омикрон» может быть наиболее вероятным кандидатом на замену высоко заразному варианту «дельта». Последний сейчас на планете встречается чаще всего. Но когда речь идет о новой болезни, врачи придерживаются правила «лучше перестраховаться». Не исключено, потому Всемирная организация здравоохранения буквально через 72 часа после обнаружения «омикрона» классифицировала его как вызывающий беспокойство вариант.

Тедрос Гебреисус, глава Всемирной организации здравоохранения: «Мы еще не знаем, связан ли «омикрон» с увеличением числа случаев передачи, более тяжелым заболеванием, повышенным риском заражения или повышенным риском уклонения от вакцинации. Ученые ВОЗ и всего мира срочно работают над ответами на эти вопросы».

Мутация вируса – абсолютно нормальное явление. Тем самым он пытается выжить. Но в кулуарах мировых лабораторий речь о том, что зародился «омикрон» у ВИЧ-инфицированного. У подобных пациентов новые варианты появляются чаще – коронавирус гораздо дольше может находиться в организме, так как иммунитет ослаблен. По сути, человек становится инкубатором для вируса. Но именно этот факт, уверены ученые, может сыграть с вариантом злую шутку, и в обычной среде не даст ему шанса для выживания. К слову, как правило, новые штаммы развиваются в странах, где низкий уровень медицины и гигиены, мало вакцинированных, а плотность населения высокая, что приводит к постоянным контактам людей.

Ричард Хэтчетт, главный исполнительный директор Коалиции инноваций по эпидемической готовности CEPI (Швейцария): «Появление варианта «омикрон» в полной мере оправдало предсказания ученых, которые предупредили, что повышенная передача вируса в районах с ограниченным доступом к вакцине ускорит его эволюцию. Ботсвана и Южная Африка предоставили благодатную среду для такой эволюции. Вирус – безжалостный оппортунист».

Но есть и хорошие новости. «Омикрон»-штамм обнаруживается ПЦР-тестами. Да и вирусологи уже накопили опыт, чтобы отреагировать на новую угрозу. Единственное, сроки! Чтобы понять реальную степень опасности, необходимо еще пару недель на исследования. В белорусских лабораториях к встрече с «омикроном» готовы, знают врага в лицо.


Елена Гасич, заведующая лабораторией РНПЦ эпидемиологии и микробиологии: «Позиции этих мутаций известны, поэтому пропустить такой вариант крайне сложно. Мы сегодня при выполнении скрининга, при оценке циркулирующих генетических вариантов, мы понимаем, как найти этот вариант. И мы понимаем набор уникальных мутаций, который будет характерен только для этого варианта. Но сразу скажу, пока у нас этого варианта в стране нет».

Получение нового штамма для лабораторий – это еще и вопрос создания новой вакцины. Ведь мутировать коронавирус будет и дальше, омикрон не последний. Математики подсчитали, если не удастся достигнуть коллективного иммунитета, примерно раз в два года коронавирус будет меняться. Потому прививка – не только защита самого себя, но и реальный вклад в борьбу с эпидемией.

 Инна Федорова, заместитель заведующего кафедрой эпидемиологии Белорусского государственного медицинского университета: «Вакцины сохраняют эффективность, так как в соответствии с рекомендациями ВОЗ те препараты, которые имеют эффективность 70% и выше, они относятся к высокоэффективным вакцинам. Мы знаем в отношении «Спутник V» эффективность по «дельта»-варианту 83%».

Тем временем, в Центре Гамалеи, где и разработаны «Спутник V» и «Спутник Лайт» сообщили, что эти препараты защитят от «омикрон»-штамма. Если понадобится, там подготовят специальную версию за 45 дней. Все же стопроцентной гарантии, что прививка защитит, сегодня дать никто не может. Но работать будет. А это ведь и есть главная цель иммунизации – снизить риск тяжелых форм COVID.

ОНТ
Добавление комментария
CAPTCHA
*