Как регионы переживают эпидемию COVID-19?
Коронавирус границ не наблюдает. Известное оружие в борьбе с этой напастью пока не помогает.
На карте мира то и дело обновляются очаги, где особенно тяжело. Беларусь в мировой статистике выгодно отличается, но свои красные точки есть и у нас – Минск, Витебск, ещё пара-тройка городов, о которых говорят чаще других. А что же происходит в регионах, обделённых вниманием? В этом случае это явно хороший признак.
Гродненская область, Лида
Тереса Лобан только позавчера выписалась из лидской больницы. И дома с тех пор бывает мало – старается лишний раз выйти погулять, да и сил набраться нужно. В свои 62 она дала достойный бой короновирусу переросшему в пневмонию.
Серьезную нагрузку на себя взяли и поликлиники. Лида – вторая городская. На их плечи легла работа по отслеживанию пациентов. Ведь большинство переносят COVID-19 без осложнений, но важно не упустить обострение у тех, кто дома на больничном.
Коронавирус, конечно, даёт нагрузку, но люди не перестали болеть и другими болезнями. Выписать рецепт, проконсультировать, – максимум вопросов стараются решать дистанционно, но и вызовов на дом хватает.
Не теряют оптимизма и местные жители. Понимают – медикам нелегко. Стараются помочь и люди, и организации. Привозят не только средства защиты, например, местный ЖКХ передал в распоряжение районной поликлиники специально переоборудованный автомобиль.
Гродненская область, Сморгонь
Во всех крупных городах Гродненской области заранее сделали и запас стационарной прочности. Например, в Сморгонской районной больнице две трети коек (а здесь их чуть более 350) заблаговременно отвели под заболевших. На всякий случай полностью освобождён и местный роддом. Впрочем, все коронавирусные места до сих пор не заняты. Вход в так называемую «грязную» зону – только для медперсонала в спецодежде.
Доктор спешит к пациентам. Улыбку даже под респиратором не скроешь.
Боевой настрой – это уже полдела, объясняют медики. Паника – союзник вируса, но не все пациенты это сразу понимают.
У медиков на переживания времени нет. Важно, что обеспечены всем необходимым. Есть в Сморгони и свой компьютерный томограф.
На жизнь горожан в Сморгони коронавирус особо не повлиял. На улицах многолюдно. Да и выходной сегодня – многие гуляют или спешат за покупками. Правда, стараются соблюдать социальную дистанцию. О пандемии напоминает разве что мультимедийный экран – с призывом носить маску. А уж носить или нет, каждый решает для себя сам.
Гродно
Это субботнее утро в гродненской инфекционной начинается, как и в будни, – с проверки уровня кислорода в крови. Слово «сатурация» здесь уже знает каждый пациент, и зачем лежать на животе тоже. Так кислород лучше поступает в кровь. Инфекционка в Гродно первой стала принимать пациентов с COVID-19. И грудных детей, и стариков. Самому маленькому пациенту, было всего 23 дня. Самому возрастному – 92 года. Оба выздоровели и давно уже дома. Сейчас в больнице 90 человек. И хотя кто-то лежит в реанимации, за всю весну только троих пришлось подключить к аппаратам ИВЛ. Помимо терапии медики стараются поддержать пациентов и морально.
Да и самим медикам непросто. Многие уже три месяца домой приходят только переночевать. Коллеги фактически заменили семью. Устали, но держатся и радуются, когда удается быстро поставить заболевшего на ноги. Не спят ночами, когда пациенту становится хуже. Но теперь они чётко знают, что и как делать, хотя никогда не забудут, как буквально тряслись руки, когда поступила самая первая пациентка, которая вернулась из Италии и была в тяжёлом состоянии.
«Это наша маленькая победа», – говорили воодушевлённые медики, когда выписывали эту первую пациентку, хотя и понимали, основное сражение с вирусом впереди.
Сегодня о перспективах в Гродненской области говорят с осторожным оптимизмом – рост пневмоний замедлился, но пока увеличивается, на уровень плато надеются выйти на следующей неделе. Ситуация – контролируемая, как и в целом по стране. Можно сказать, региону повезло – COVID-19 пришел сюда позже, чем в столицу или Витебск, поэтому успели подготовиться. 1,5 тысячи коек, 1300 точек подключения к кислороду. 326 аппаратов ИВЛ, к счастью, лишь 20 сейчас реально задействованы. Выздоровевших отправляют на реабилитацию в санаторий. Почти три тысячи медиков (это каждый десятый) ежедневно выходят работать с COVID-пациентами. Кто-то называет их героями, кто-то поспорит, мол, они просто выполняют свою работу, но, как говориться, одно другому не мешает.
ОНТ