Операция в 3D ради жизни. Как хирурги Гродненской университетской клиники боролись за легкие пациента с опухолью – в нашем спецпроекте «История спасения»
Одно из последних достижений – предоперационное компьютерное 3D-моделирование.
Благодаря стремительному развитию технологий врачи способны проводить хирургические вмешательства, которые еще недавно казались невозможными.Одно из последних достижений – предоперационное компьютерное 3D-моделирование. Первую операцию с использованием трехмерной компьютерной модели выполнили в торакальном отделении Гродненской университетской клиники.
Схема для хирурга
Заведующий торакальным отделением Юрий Кропа на мониторе демонстрирует для меня всю историю выполненной недавно первой операции с его использованием, называя его путеводителем для хирурга.Начальная картинка – пораженные легкие, какими увидел их компьютерный томограф, куда пациента направили заподозрившие неладное врачи небольшого сельского района. Это изображение и было передано в ходе консультации с областными онкологами. А уже в Гродно в онкодиспансере университетской клиники проведена дополнительная диагностика, в том числе существенное уточнение – КТ с контрастированием. Полученная картинка уже не оставляет сомнений в диагнозе и тактике лечения. А далее компьютерное моделирование самой операции – 3D-картинки, последняя - в виде парящих в воздухе трахеи, бронхов, сосудов и опухоли, которую предстояло филигранно отсечь, максимально сохраняя легочную составляющую.
– Мы видели, что опухоль локализовалась, образно говоря, на периферии – в верхней доле левого легкого, не успев поразить его полностью, – уточняет детали Юрий Станиславович. – Однако не имей трехмерной модели, четкой картины поражения с проекцией на каждый затронутый участок бронхов и сосудов легкого и средостения, сохранять часть легочной ткани было бы практически невозможно. В таких случаях еще лет десять назад пациенты считались вообще неоперабельными, в лучшем случае удаляли все легкое. Сейчас же мы удалили только часть его. То есть расчет и планирование операции на 3D-модели позволили выполнить ее как органосохраняющую.
Скальпелем по «стволу»
Чтобы дать возможность еще четче представить проделанное хирургами, Юрий Станиславович образно сравнивает легкие с деревом. Мощная трахея, разветвления бронхов, многочисленные сосуды – своего рода стволовая основа, основательно подрубить которую означает гибель для кроны – легочной ткани. В ходе операции удалили лишь пораженную часть ствола, а крону «пришили» к сохраненной.Для этого хирургическая бригада гродненских специалистов во главе с ведущим научным сотрудником РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова Сергеем Еськовым более четырех часов работала в операционной. Добавим к этому довольно длительное предоперационное обследование пациента, затем расчет и планирование операции на 3D-модели. Однако потраченное время полностью оправдывает результат -– предельная точность удара по опухоли, минимум удалений, следовательно, сохранение большей части пострадавшего органа. Для пациента это прежде всего предупреждение инвалидизации, повышение качества жизни, сохранение трудоспособности. И, естественно, уменьшение риска рецидива.
Подобная органосохраняющая бронхопластика с предварительным созданием компьютерной трехмерной модели опухоли и определенных структур легкого и средостения -– ноу-хау для Гродненщины. При этом гродненцы быстро пошли вслед за специалистами РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Стартовая операция в нашей университетской клинике - это мастер-класс Сергея Еськова и в то же время первая ласточка такого способа удара по опухоли для работавших в операционной наших торакальных хирургов.
Убрать до последней клеточки
Сегодня уже можно с полной уверенностью сказать, что желаемый результат достигнут на сто процентов. 58-летний пациент выписан и уехал домой. Правда, ему еще предстоит приехать в университетскую клинику и пройти курс химиотерапии. Однако это уже, по мнению Юрия Кропы, процедура скорее профилактическая, которая предусмотрена протоколами лечения большинства опухолей, чтобы злокачественная клеточка, если каким-то чудом уцелеет после операции, «не пошла гулять».– О том, что надо закрепить достигнутое, я четко объяснил пациенту, – говорит Юрий Станиславович. – Считаю, что ничего не нужно скрывать, все, как говорится, разложить по полочкам и настроить на борьбу за здоровье. В случае с онкологией это особенно важно. Рак не приговор. Медицина позволяет результативно наносить удар по опухолям, сохраняя жизни и здоровье людей.
Бронхопластические операции с компьютерным 3D-моделированием – это еще одно эффективное современное оружие в борьбе с онкологией легкого. Гродненские торакальные хирурги, как заверяет Юрий Кропа, такие операции будут продолжать. И предлагать их пациентам исходя из определенных показателей – места расположения опухоли и степени ее распространения. Такой спасительный метод, подчеркивает Юрий Станиславович, применим и эффективен только в том случае, если процесс далеко не зашел.
Урок – беречь себя
По сути, новая операция может служить и ярким подтверждением того, что залогом лучших результатов лечения онкологии является ее раннее выявление. Для легкого, рак которого сегодня в топе самых частых опухолей, это архиважно.– Людям надо знать, что опухоль в легком обнаружить непросто. Ее не увидишь при осмотре (самостоятельном или медицинском), как, например, меланому или рак молочной железы и другие опухоли. С другой стороны, рак легкого достаточно долго может протекать бессимптомно. Первые же проявления болезни уже могут быть связаны с появлением отдаленных метастазов, – отмечает Юрий Станиславович. – Потому так важно вовремя проходить диспансеризацию и не избегать консультаций у врача при малейших сомнениях.
И, конечно же, каждому человеку своему здоровью нужно уделять особое внимание, в том числе избавиться от вредных привычек, подрывающих организм. Рак легкого может развиваться по разным причинам, например от экологически неблагополучных обстоятельств и работы на вредном производстве. Наиболее частой причиной, провоцирующей данную патологию, является курение.
«Спасибо хирургу, что убедил…»
Пообщаться с Юрием К. – тем самым пациентом, которого оперировали по новой технологии, мы смогли по телефону. После операции он быстро оправился и сейчас дома, в родной деревне, что на другом конце области.– Пока на больничном, но надеюсь скоро вернуться на работу, – так отвечает на наш вопрос о самочувствии.
Голос бодрый, настрой оптимистичный. Курс химиотерапии, который предстоит пройти, ничуть его не смущает. Доверяет врачам: раз Юрий Станиславович (хирург Юрий Кропа) сказал, что таким образом нужно закрепить успех, значит, так оно и есть. Этот доктор всегда все говорил верно.
А ведь сколько ему пришлось привести доводов, чтобы убедить в операции.
– Сейчас даже неловко, что не сразу согласился. Упирался, не решался, побаивался, хотя умом-то понимал, что это мое единственное спасение, – откровенничает собеседник. – Доктор же это знал точно, потому и не отступал, привлек в союзники мою жену и сестру. А главное, убедил, что все будет хорошо.
Настроили так, что когда операцию были вынуждены почти на месяц отложить, пациент уже сам горел желанием встречи с хирургами. А отсрочка вышла из-за коронавируса – сданный положенный перед госпитализацией ПЦР-тест оказался положительным.
Собеседник признается: о новой технологии, которая стала спасительной для него, знает, однако в тонкости не вникал. Но одно уяснил точно: наши врачи сделают все для спасения каждого пациента, а где он живет, кем работает, какой у него достаток, значения не имеет. Он простой сельский житель, рядовой труженик в сельскохозяйственной организации. И, кстати, заподозрили у него местные медики серьезную «болячку» во время профосмотра, который проходят все члены этого коллектива. Отправили в соседний район на аппарат КТ. Оттуда – в главную клинику области. Там еще раз все проверили, в том числе на современных аппаратах. Вывод – опухоль удалять, и чем скорее, тем лучше.
Оперирующего хирурга Юрия Кропу – своего тезку – пациент прямо боготворит. С умилением рассказывает, как готовил его и настраивал, как на следующий день, хоть это у него была выходная суббота, утром прибежал в реанимацию, а затем навещал ежедневно. И сегодня на связи. А потому и сам пациент верит, что все у него будет хорошо.
Елена Гузень
Фото:из архива организации