Как гаджеты влияют на зрение детей
Современный мир диктует свои условия, и сегодня каждый, кто не имеет мобильного телефона, считается, как минимум, человеком со странностями. А что уж говорить о детях и подростках, которые мало того что помешаны на гаджетах, так еще и хотят быть не хуже сверстников.
Но за стремлением иметь телефон, планшет, компьютер, электронную книгу мы забываем о том, как это все может отразиться на зрении. Особенно – незрелом зрительном аппарате ребенка. Согласно исследованиям ЮНИСЕФ, 40% детей в возрасте 8-10 лет постоянно присутствуют в интернете. В возрасте 14-16 лет таких детей уже 68%.
В чем опасность гаджетов для зрения ребенка, Здоровые люди спросили у врача-офтальмолога Мозырской городской детской больницы Елены Чайко.
Внимание, опасные для зрения гаджеты!
Мобильные телефоны облегчают нам жизнь, позволяя постоянно находиться на связи, контролировать своего ребенка, помочь ему в экстренной ситуации. Однако можно ли считать нормой постоянное многочасовое сидение ребенка в социальных сетях, за компьютерными и мобильными играми?
Ведь это не только приводит к потере навыков общения, асоциальности детей, раскоординированности их действий, но также мобильные телефоны портят зрение.
Елена Чайко
Врач-офтальмолог Мозырской городской детской больницы
Экранное изображение отличается от бумажного тем, что оно самосветящееся, состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет чётких границ и относительно невысокой контрастности. Во время работы за компьютером наши глаза находятся близко к монитору. Недостаточная освещенность рабочего места и необходимость постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно только усугубляют ситуацию. Поэтому ежедневная длительная работа за компьютером может испортить зрение: привести к затуманиванию зрения, боли в области глазниц, лба, глаз при их движении и рези в них, синдрому «сухого глаза», спазму аккомодации и развитию впоследствии миопии (близорукости), прогрессированию уже имеющейся близорукости. Особенно чувствительны к такой зрительной нагрузке дети и люди с близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью.
Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!
Как минимизировать вредное воздействие гаджетов на зрение детей?
Самый действенный способ сохранить здоровье ребенка – ограничить время, которое он проводит перед монитором.
Елена Чайко
Врач-офтальмолог Мозырской городской детской больницы
Временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5-6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и др.Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2-4 классы — 15 минут, 5-7 классы — 20 мин, 8-9 классы — 25 мин, 10-11 классы — 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 мин.
С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?
Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете или пользоваться видеодисплейными терминалами (гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.
Ребенку школьного возраста уже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.
Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.
Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.
Электронные книги: польза или вред?
В век цифровых технологий бумажную книгу все чаще заменяют электронной. Даже в школах в порядке эксперимента начинают использовать ее как альтернативу учебникам или громоздким произведениям классиков.
С одной стороны – удобно, в одном девайсе можно уместить все учебники, что сильно облегчает портфель. Но с другой – электронная книга оказывает негативно влияет на зрение.
Елена Чайко
Врач-офтальмолог Мозырской городской детской больницы
Если выбирать между бумажной и электронной книгами, то лучше отдать предпочтение первой. И после каждых 45 мин чтения устраивать отдых на 15 мин — подвижные игры или зарядку.При выборе ридера отдавайте предпочтение моделям, в которых используются «электронные чернила» и нет подсветки.
Однако, даже технология E-ink не может в полной мере обезопасить зрение ребенка, поскольку изображение все так же состоит из множества точек и не является непрерывным.
При длительной работе с электронной книгой и компьютером у ребёнка усиливается концентрация внимания, из-за этого уменьшается число мигательных движений век, что ведет к недостаточному увлажнению глаз и развивается синдром «сухого глаза». В этом случае помогут глазные капли, замещающие слезную жидкость.
Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка?
- Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и
угла наклона спинки. Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем. - Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.
- Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.
Для того, чтобы разобраться, сколько лампочек нужно поместить в комнате для достижения целевого показателя освещенности, можно прибегнуть к простому расчету.
За основу возьмем степень освещенности, выраженную в мощности на единицу площади (Р, Вт/м2). Этот показатель может изменяться от 9 до 40 Вт/м2, в среднем – 20 Вт/м2.
Для того, чтобы оценить мощность освещения отдельной комнаты Pr (Вт), нужно ее площадь (S, м2) умножить на величину мощности Р (Вт/м2).
Площадь, м2 | Суммарная мощность освещения, Вт | ||
Очень яркий свет (500 лк) | Яркий свет (300 лк) | Мягкий свет (150 лк) | |
Менее 6 | 150 | 100 | 60 |
6-8 | 200 | 140 | 80 |
8-10 | 250 | 175 | 100 |
10-12 | 300 | 210 | 120 |
12-16 | 400 | 280 | 160 |
16-20 | 500 | 350 | 200 |
20-25 | 600 | 420 | 240 |
25-30 | 700 | 490 | 280 |
Таким образом, исходя из данных таблицы можно разделить суммарную мощность освещения на количество лампочек в комнате и узнать, какова должна быть мощность каждой из них.
Помните о том, что не должно быть больших перепадов между общим освещением комнаты и освещением рабочего места.
Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.
И самое главное – служите примером своему ребенку. Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн.
Мы также рекомендуем включить в еженедельное меню вашего ребенка скумбрию со спаржевой фасолью. Этот рецепт разработан шеф-поваром кулинарной студии Le Gourmet Алексеем Редько совместно с преподавателем школы здорового питания Анастасией Уласевич и ведущим офтальмологом проекта «Я вижу!» Кристиной Беляничевой. Все ингредиенты этого блюда полезны для глаз.