Консультативный совет руководителей избирательных органов государств – участников СНГ может быть создан к концу 2022 года
Всего на заседании было рассмотрено 16 вопросов.
Об этом стало известно в рамках заседания Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления. Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге и было посвящено вопросам совершенствования национальных законодательств в проведении электоральных кампаний, а также функций международных наблюдателей. Среди вопросов, вынесенных на повестку, была также роль органов местной власти в поддержке народного творчества и сохранении культурного наследия. Напомним, 2022 год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом народного творчества и сохранения культурного наследия.Собственная практика электоральных кампаний
Как рассказал председатель Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Валентин Семеняко, на заседании было рассмотрено 16 вопросов, из которых четыре касались деятельности международных наблюдателей. В частности, были рассмотрены проекты новой редакции Рекомендаций для международных наблюдателей от СНГ по наблюдению за выборами и референдумами и модельного закона «О международном наблюдении». В формате семинара участники заседания обсудили проект Рекомендаций по противодействию иностранному вмешательству в национальные выборы.– Актуальность этих вопросов назрела в связи с попытками ряда государств оказывать давление на проведение электоральных кампаний в государствах – участниках Содружества, а также в связи с беспрецедентной санкционной политикой, которую проводят в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации западные государства и США. В таких условиях необходима консолидация усилий всех стран СНГ, чтобы минимизировать последствия для национальных экономик, – отмечает Валентин Семеняко.
В числе ответных мер – создание Консультативного совета руководителей избирательных органов государств – участников Содружества Независимых Государств. Инициатива была предложена еще в прошлом году, над проектом работала межправительственная группа экспертов. Ознакомиться с ним и сообщить о намерении присоединиться к Соглашению было предложено всем государствам – участникам СНГ. К настоящему времени положительный ответ получен от Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Сейчас проект Соглашения готовится к подписанию и будет представлен на заседании Совета министров иностранных дел СНГ в октябре 2022 года, а затем на заседании Совета глав государств СНГ.
Что касается миссии международных наблюдателей от СНГ, в проекте модельного закона «О международном наблюдении» закреплены и усилены методики наблюдения за выборами, устоявшиеся на территории государств – участников СНГ. Это позволит систематизировать имеющиеся практики и повысить эффективность работы международных наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ.
– Проекты соответствующих модельных законов уже переданы в ЦИК Беларуси. Нам предстоит оценить возможности практического использования модельного избирательного законодательства в нашем государстве, в том числе для подготовки законопроекта «Об изменении Избирательного Кодекса Республики Беларусь», – подчеркнул Валентин Семеняко.
Результат – итог партнерства
В рамках заседания комиссии Валентин Михайлович также выступил модератором семинара по вопросам роли органов местной власти в поддержке народного творчества и сохранении культурного наследия. Семинар состоялся в селе Старая Ладога Ленинградской области. Мероприятие объединило представителей национальных парламентов, региональных и местных властей, ассоциаций органов местного самоуправления, представителей научных кругов, экспертов и специалистов из стран Содружества.Был представлен опыт поддержки народного творчества и сохранения культурного наследия регионов Российской Федерации и Республики Казахстан. Компетенциями государственных органов Беларуси в этой сфере поделился сам модератор.
– Главное наше преимущество в том, что в Беларуси государственная культурная политика имеет четкую законодательную базу. В 2016 году в нашей стране был принят первый и единственный на то время в мире Кодекс о культуре. Его неотъемлемой частью стал раздел, посвященный сохранению культурного наследия, – знакомит с тезисами своего доклада Валентин Семеняко. – Государство в Республике Беларусь берет на себя основные функции по организационному и ресурсному обеспечению этой работы, создавая тем самым беспрецедентные возможности для культурного досуга населения. В каждом районе и крупном городе действуют дома или центры ремесел, занимающиеся в том числе выявлением и популяризацией традиционных белорусских ремесел. Также работают методические центры народного творчества. В каждом регионе есть одно или несколько брендовых культурных мероприятий, которые проводятся при непосредственном участии самодеятельных артистов, народных коллективов, мастеров народного творчества и ремесленников.
Любопытна наша практика муниципального опыта в области сохранения культурного наследия. В качестве примера Валентин Семеняко привел практику Зельвенского района Гродненской области по созданию на базе пустующих домовладений музеев народной культуры и быта. С учетом характерной для малочисленных районов миграции населения в сельской местности появляется большое количество пустующих домовладений. Многие из них остаются бесхозными, хотя имеют достаточно привлекательный вид, неплохое состояние. Но главное – несут в себе огромный потенциал в плане сохранения народных традиций культуры и быта.
– Так у районного руководства возникла идея создать на базе таких домовладений музейные экспозиции. Было решено открыть подобные объекты в каждом сельсовете. Инициатива руководства района получила поддержку на местах. Люди увидели реальную возможность сохранить память о своих предках, их образе жизни, культурных ценностях и передать эту память потомкам. Работники сельских учреждений культуры возглавили эту работу и взяли на себя кураторство над новыми объектами. Сейчас на базе народных музеев проводятся общественные и семейные праздники, фольклорные мероприятия, экскурсии, открываются тематические экспозиции, – рассказал парламентарий.
И это только одна из многочисленных инициатив местной власти, которую, к слову, рекомендовано распространить на друге регионы не только Беларуси, но и стран – членов Содружества.
В целом, опыт нашей страны показывает, что при ответственном отношении всех уровней власти к сохранению и развитию культурного наследия, поддержке творческих сил можно обеспечить выполнение главной задачи каждого народа – сохранить, преумножить и передать лучшие традиции своих предков будущим поколениям.
Алеся Робак
https://grodnonews.by/