О результатах контрольных мероприятий в сфере физической культуры и спорта
В Комитете государственного контроля Гродненской области на заседании коллегии подведены итоги контрольных мероприятий в сфере физической культуры и спорта Гродненской области и поставлены задачи перед вертикалью спорта по выстраиванию оптимальной сети сферы спорта и эффективности использования государственных средств и имущества.
Отмечено, что на уровне руководства области делается достаточно много для развития спорта – строятся новые спортивные объекты, проводится модернизация (реконструкция) действующих, обеспечивается в соответствии с потребностью бюджетное финансирование.
Наряду с этим, на коллегии отмечены недостатки и упущения в сфере спорта, которые необходимо исправлять, в частности: в отдельных районах Гродненcкой области по итогам 2023 года не обеспечено выполнение отдельных показателей Государственной программы по развитию физической культуры и спорта при достигнутых показателях в целом по области. К примеру, в семи районах области и городе Гродно не достигнут показатель по охвату занятиями учащихся учреждений общего среднего образования в специализированных учебно-спортивных учреждениях. В Гродненском районе не обеспечено выполнение показателя по количеству спортсменов-учащихся, повысивших спортивное мастерство до уровня II, III и юношеских разрядов, который при плане 263 человек составил 187 или 71,1% от доведенного показателя. В Гродненском и Зельвенском районах не достигнут показатель по количеству спортсменов-учащихся, повысивших спортивное мастерство до уровня I разряда и кандидата в мастера. В Гродненском районе выполнение составило 14,3% (всего 2 человека от доведенного плана 14), в Зельвенском районе при плане 2 человека выполнение составило 0%.
Акцентировано внимание на недостаточность принимаемых мер по исключению (упразднению) дублирующих функций и организаций. К примеру, в Гродненской области функционируют 52 специализированные учебно-спортивные учреждения, в том числе 40 содержатся за счет средств местных и республиканского бюджетов, 12 – за счет средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В ряде случаев в одном и том же регионе области спортивные школы, подчинённые федерации профсоюзов, осуществляют спортивную подготовку по видам спорта, дублирующим виды спорта государственных спортивных детских учреждений. При этом результативность их подготовки (достижений) на уровень ниже или отсутствует в сравнение с бюджетными учреждениями.
Например, в Новогрудском районе действуют две спортивные школы по биатлону. Учащиеся ГУ «Новогрудская ДЮСШ №1» показывают хорошие спортивные результаты, в учреждении хорошая материально-техническая база. Чего не скажешь об учреждении «Гродненская межрайонная СДЮШОР профсоюзов «Фаворит», в котором в 2024 году в разы ниже спортивные достижения (в 2023 году вообще отсутствовали) и отсутствует собственная материально-техническая база.
Установлены неединичные нарушения бюджетного законодательства в части планирования и расходования бюджетных средств на содержание организаций спорта, при распоряжении государственным имуществом, при проведении государственных закупок. Не искоренены факты нарушения трудовой дисциплины, захламленности подсобных помещений спортивных объектов.