Спектакль окончен? Чем обернулись для Польши приграничные игры

С миру по факту 08 июля 24 504
Спектакль окончен? Чем обернулись для Польши приграничные игры
Занимательную многоходовку в последние недели затеяла Польша. 13 июня поляки ввели буферную зону на границе с Беларусью. Через неделю президент Польши Анджей Дуда съездил в Китай, чтобы обсудить, среди прочего, ситуацию с мигрантами на польско-белорусской границе. Параллельно с этим в МИД Польши заявили о возможном закрытии всех погранпереходов на границе с Беларусью. И, наконец, на минувшей неделе, аккурат к саммиту ШОС с участием лидеров Беларуси и Китая, Варшава блокировала железнодорожное сообщение на терминале таможенного оформления в Малашевичах, который называют "китайскими воротами в Европу".

Вот только расставляя силки для других, польские власти сами же в них и угодили. Своих целей Варшава так и не достигла, зато одним махом ударила и по туристической отрасли страны, и по транзитной. А бремя безрассудных решений, как всегда, ляжет на плечи простых поляков. Но им не привыкать.


Акт первый. Буферная зона и вытекающие

С 13 июня на польской стороне границы с Беларусью действует так называемая буферная зона. Речь идет об участке вдоль границы протяженностью свыше 60 км - в районах ответственности пограничных постов в Наревке, Беловеже, Дубиче-Церкевне и Черемхе. Территорию буферной зоны запрещено посещать посторонним лицам. Запрет действует в течение 90 дней.

В Варшаве введение буферной зоны аргументировали необходимостью обеспечить охрану госграницы на фоне миграционного кризиса, который Польша сама же и спровоцировала. А сейчас польские власти усердно работают над созданием новых проблем, прежде всего для жителей своей страны.
Создание буферной зоны уже ударило по туристической отрасли Польши, пишут местные СМИ.

"У меня с десяток домов в буферной зоне недалеко от границы с Беларусью. Их забронировали на отдых, а теперь, после введения буферной зоны, все туристы отказались от аренды. Это огромный финансовый удар", - рассказал изданию Polonia Christiana владелец одного из агротуристических комплексов.

Ситуацию в туристической индустрии Polonia Christiana называет катастрофической. Наибольший ущерб нанесен Подлясью. Здесь наблюдается значительное сокращение турпотока. Однако из-за введения буферной зоны также страдают регионы, расположенные в десятках километров от границы. Например, Люблинское воеводство, территория которого не входит в буферную зону.

Проблема в том, что люди напуганы. По словам директора Люблинской региональной туристической организации Дороты Лаховской, при выборе места для отдыха туристы руководствуются чувством безопасности. Она считает, что и местным жителям, и туристам нечего бояться - регион полностью безопасен. Тем не менее люди проявляют осторожность. Поэтому если и бронируют номера в отелях, то делают это фактически перед заездом, что создает сложности для гостиничной отрасли с точки зрения планирования работы.
">

"Время проживания гостей также значительно сократилось. В Люблине проводят всего одну-две ночи", - рассказала Лаховская.

Для Люблинского воеводства туристическая отрасль играет огромное значение. Только в прошлом году воеводство посетили около 3,7 млн человек. Среди них иностранные туристы, в основном из Германии, Израиля, Италии, Испании и Великобритании.

Владелец одной из компаний по прокату лодок, расположенной недалеко от польского города Супрасля (примерно в 80 км от буферной зоны), рассказал, что многие иностранные туристы, ранее заказавшие каяки для сплава по реке, начали отказываться от аренды.

"Туристы говорят: "Ваша страна является зоной боевых действий, поэтому здесь опасно". На мой взгляд, такое заблуждение является результатом нагнетания страха в СМИ", - поясняет предприниматель.
">

На самом деле нагнетателем страха, опять же, являются польские власти. Взять хотя бы СМС-оповещения, которые получают как жители Польши, так и иностранные туристы. И если полякам приходят сообщения просто с напоминанием о запрете посещения буферной зоны, то иностранцы получают предупреждения, что по ним может быть открыт огонь.

"Внимание! Запрещено пребывание на польской территории вблизи границы с Беларусью. Несанкционированный переход запрещен. Солдаты могут применять оружие. Немедленно поворачивайте назад!" - такого содержания СМС-сообщение получила журналист из Лондона, посетившая Подляское воеводство вместе с туристами из Германии, пишет издание Money.pl. Стоит ли удивляться, что у иностранных гостей из Германии или Великобритании появляется желание как можно быстрее покинуть польскую территорию?

Еще в июне около 60 предпринимателей из Подляского воеводства направили коллективное письмо в адрес местных властей. Они просили как можно быстрее принять меры и оказать помощь отелям, гостевым домам, агротуристическим объектам, туристическим агентствам, предприятиям общественного питания, а также людям, занимающимся индивидуальным бизнесом, связанным с туризмом.

На прошлой неделе стало известно, что правительство Польши все же выделило средства на развитие туризма в Подляском воеводстве. По словам министра спорта и туризма Польши Славомира Нитраса, деньги пойдут на рекламную деятельность, проводимую местными органами власти, туристическими организациями, а также на кампанию в национальных СМИ. Министр также надеется, что поляки проявят патриотизм и посетят Подляское воеводство, чтобы поддерживать туротрасль и местных предпринимателей.

Поможет ли реклама спасти туристическую отрасль региона, вопрос спорный. Сомнительно, что у иностранцев сохранится желание путешествовать по Польше после получения СМС с угрозой расстрела. В польской туриндустрии это понимают, поэтому требуют от властей освобождения от налогов или компенсации убытков. Но дальше рекламы в СМИ правительство страны идти не готово.

Предприниматель Эвелина Григатович-Шумовская из польского объединения предпринимателей "Объединенный восток" сомневается, что у правительства Польши есть какая-либо стратегия в решении миграционного кризиса. "У меня такое впечатление, что все действия совершаются хаотично и не до конца продуманы. Я не знаю, проводились ли какие-то консультации и каковы будут последствия этих действий. Нынешняя власть - бывшая оппозиция - шла на выборы с красивыми лозунгами о том, что будет прислушиваться к обществу, но я не уверена, что сейчас так происходит", - заявила Григатович-Шумовская, комментируя введение буферной зоны.

Говоря о последствиях введения буферной зоны, стоило бы затронуть тему гуманного отношения к мигрантам, соблюдения прав человека или международных норм, регулирующих миграционную политику. Но об этом в Польше вспоминают лишь активисты и правозащитники.

В июне к польским властям обратился уполномоченный по правам человека в Польше Мартин Венцек. Он указал на риски усугубления гуманитарного кризиса на польско-белорусской границе в результате введения буферной зоны. Омбудсмен также указал на ущемление основных конституционных свобод поляков, таких как свобода передвижения по территории Польши, свобода выбора места жительства и пребывания, свобода собраний и свобода получения и распространения информации.

Венцек подчеркнул, что введение буферной зоны затруднит оказание гуманитарной, медицинской и юридической помощи иностранцам общественными организациями и волонтерами, действующими на польско-белорусской границе. Кроме этого, омбудсмен не согласен с тем, что запрет на пребывание в буферной зоне распространяется на журналистов. Тем самым польское общество лишается права на получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти в приграничных районах.
">

Что касается гуманитарных организаций, то они не скрывают разочарования новым правительством Польши. "После смены власти, с нашей точки зрения, ничего не изменилось. Это очень разочаровывает. Мы видим некоторую непоследовательность со стороны правительства. Мы все надеялись восстановить верховенство закона, но введение буферной зоны противоречит этим декларациям. Это вызывает сомнения в том, что нынешнее правительство действительно выполнит все остальные обещания относительно верховенства закона", - заявила изданию Fakt активистка Калина Чварног из благотворительной организации Fundacji Ocalenie.

В общественном движении Grupa Granica считают, что введение буферной зоны позволит польским властям безнаказанно вытеснять людей, прибегая к избиениям, пыткам и доводя мигрантов до смерти. "Введя режим чрезвычайного положения, а затем ограничив доступ к приграничным территориям, "Право и справедливость" хотела скрыть от мира масштабные нарушения закона и прав человека, а также массовое применение насилия в отношении людей, которые искали безопасность в Польше и Европе. Сегодня премьер-министр Дональд Туск хочет сделать то же самое… Власти закроют нам глаза, чтобы мы не смогли задокументировать акты насилия и нарушения прав человека", - говорится в заявлении Grupa Granica.

Однако у польских властей есть и сторонники. Это организации националистического толка, которые патрулируют приграничные леса в поисках мигрантов и "пытаются навести порядок своими силами". "К нам поступила информация через социальные сети, что здесь собираются люди из правых организаций. Мы встречали этих людей в лесу. Они прямо говорят, что приходят сюда наводить порядок", - рассказала в эфире радиостанции ТОК FM активистка Джоанна Сарнецкая из Grupa Granica.

По словам активистки, тот факт, что представители крайне правых организаций патрулируют территорию, вызывает сомнения и представляет серьезную угрозу. "Это заставляет нас задаться вопросом, существует ли еще государство и контролирует ли оно ситуацию", - сказала активистка.

Акт второй. Китайский вояж Дуды

Спустя неделю после введения буферной зоны на границе президент Польши Анджей Дуда направился с визитом в Китай. Накануне поездки польский лидер дал интервью местной радиостанции Radio Zet. Дуда заявил, что обсудит с лидером КНР Си Цзиньпином ситуацию на границе с Беларусью.

То, что Беларусь и Китай достигли уровня всестороннего сотрудничества, известный факт. Поэтому в Варшаве, видимо, предположили, что раз напрямую надавить на Минск не выходит, то можно попробовать это сделать через Пекин. Простыми словами: надавить на Китай, чтобы тот надавил на Минск. При этом польские власти полагали, что козырем в этом деле станет китайская инициатива "Пояс и путь", точнее, значимость Польши в реализации этого проекта.

"Конечно, у них (китайских властей. - Прим. БЕЛТА) есть свои возможности вести политические переговоры и оказывать политическое влияние. И об этом мы тоже обязательно поговорим. Потому что сегодня сухопутные маршруты, которые проходят через Польшу, имеют большое значение для Китая с точки зрения инициативы "Пояса и пути", великой экономической и торговой идеи. Один из маршрутов практически закрыт - тот, что проходит через Украину. И поэтому Польша имеет ключевое значение", - привел свои доводы Дуда.

Однако в Пекине аргументы польского лидера, судя по всему, не сработали. Президента Польши, конечно, встретили со всеми почестями, предоставили трибуну и микрофон. Китайские власти также согласились отменить краткосрочные визы для поляков и снять запрет на импорт польской птицы. И на этом, пожалуй, все.
Как бы ни пытался Дуда придать вес договоренностям в Китае, называя сделку по поставкам курятины "крупнейшей в истории", итоги визита польского лидера выглядят весьма скромными.

"Как можно оценить "польский день" в Пекине? Решение по визам для поляков было ожидаемым. Если соглашения касаются только птицеводческой отрасли, то этого явно недостаточно", - заявил в беседе с изданием Fakt польский профессор-китаевед Богдан Горальчик.

Что касается ситуации на границе с Беларусью, то по итогам визита Дуде было сказать нечего. Однако премьер-министр Польши Дональд Туск оказался доволен даже тем фактом, что Беларусь в разговоре была упомянута. Он сообщил, что перед визитом правительство предоставило президенту рекомендации, в том числе в вопросе возможного влияния Китая на Беларусь.

"Я очень доволен действиями президента. Президент сделал все, чтобы китайские партнеры получили информацию о том, чего ожидает Польша, например относительно возможного влияния Китая на Беларусь", - приводит слова Туска издание Bankier.

Стоит заметить, что никакой конкретики со стороны Дуды или Туска по этому поводу не прозвучало. Лишь размытые фразы, в большей степени отражающие стремления, нежели результаты. Уже в тот момент было очевидно, что польские власти в своей затее с треском провалились. И дальнейшие действия Варшавы это лишь подтвердили.

Акт третий. Блокада Малашевичей

На минувшей неделе польские власти, похоже, перешли к третьему акту пьесы. 3 июля министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что не исключает вероятность закрытия границы с Беларусью для прохождения грузов. Одновременно польские СМИ сообщили, что Варшава устроила блокаду железнодорожного движения на терминале таможенного оформления в Малашевичах на границе с Беларусью.

Терминал в Малашевичах часто называют "сухим портом", или "китайскими воротами в Европу". Через него проходит до 90% товаров, поставляемых из Китая в ЕС.

По информации польского радио RMF FM, блокада железнодорожного движения в Малашевичах продолжалась 33 часа. Официально таможенные службы сообщили, что проводились плановые контрольные мероприятия для защиты таможенной территории ЕС от проникновения опасных товаров или веществ. Содержимое контейнеров, которые поступали в Польшу через Беларусь (в основном из Китая), тщательно проверялось.

В дипломатических кругах Польши журналистам RMF FM сообщили, что блокада Малашевичей имела определенную цель - показать, что польские власти могут заблокировать железнодорожный транзит с востока в Евросоюз.

"Мы рассчитываем на давление на Минск со стороны Китая, который может проиграть в случае блокировки терминала в Малашевичах. Именно здесь китайские товары попадают на Запад по суше", - сообщает RMF FM.

Шмидт о ситуации на белорусско-польской границе: Варшаве выгодно такое положение дел
На самом деле карту с терминалом в Малашевичах поляки пытались разыграть и ранее. Так, летом 2023 года Варшава требовала, чтобы Минск решил проблему миграционного кризиса. По сути, польские власти требовали от белорусских, чтобы те защищали Европейский союз на границе Беларуси и Польши. Как это происходило годами - до введения западных санкций.

Чтобы придать своим требованиям убедительности, Варшава тогда пригрозила закрыть погранпереходы с Беларусью. Однако так и не решилась. Ведь блокировка границ нанесла бы серьезный удар по польской экономике, а также по польскому бизнесу, которому и так пришлось нелегко после введения антибелорусских санкций.

С резкой критикой инициатив Варшавы выступили польские эксперты. Так, главный экономист Польской торговой палаты (KIG) Петр Сорочинский отмечал, что в транзитном потенциале Беларуси заинтересованы и китайцы, и европейцы. "В такой ситуации Польша может столкнуться с давлением со стороны наших западных партнеров. Через Беларусь проходит новый Шелковый путь, благодаря которому товары из Китая достигают стран ЕС. Поэтому и Китай, и наши партнеры по ЕС зависят от транзита через Беларусь", - отмечал Сорочинский.

По его мнению, блокада железнодорожных путей, в частности терминала в Малашевичах, особенно ударит по западным странам. В то же время Пекин, чтобы сохранить транзит, будет использовать свое влияние на Берлин и Париж.

Аналогичного мнения придерживался и глава Польско-Белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский. "Я не понимаю, как закрытие Малашевичей повлияет на Беларусь. Это терминал, соединяющий Европу с Китаем. Закрытие грузового сообщения подорвет доверие к Польше со стороны всего Востока. Действительно ли мы готовы пойти на такие шаги, можем ли мы позволить себе такой жест?" - задавался вопросом эксперт.

Он также отмечал, что закрытие границ со стороны Европы приведет к тому, что Беларусь еще больше переориентирует свой экспорт на Восток. "Мы уже теряем рынок, а польских предпринимателей в Беларуси фактически заменяют компании из Турции, России или Казахстана", - подчеркивал Здуновский.

Для Беларуси закрытие границ с ЕС не станет катастрофой. Белорусская экономика будет и дальше работать, ориентируясь на Россию, Китай и другие страны Азии, резюмировал эксперт.

А что же в таком случае произойдет с польской экономикой? Об этом чиновники в Варшаве почему-то не говорят. Но получится ли и дальше замалчивать проблемы?

Символично, что 3 июля из Польши пришла еще одна новость. Крупнейший железнодорожный грузовой перевозчик в стране PKP Cargo готовится уволить до 30% своих сотрудников, а это 4142 работника. Но судя по тому, как польские власти убивают свою транзитную отрасль, остальным 8 тыс. сотрудников PKP Cargo также стоит задуматься о смене профессии. Как и работникам морского порта в Гданьске, в который поступают китайские грузы из Малашевичей.

Спектакль окончен?

Главным заблуждением польских властей является слепая вера в то, что у Варшавы имеются некие рычаги давления. На самом деле в действиях Варшавы ничего неожиданного нет - все та же тактика шантажа и угроз, в отношении которой у Беларуси уже выработался иммунитет.

2 июля глава государства Александр Лукашенко в очередной раз напомнил польским властям: использовать миграционный кризис против Беларуси не получится.

"Почему я эту проблему затрагиваю, потому что она сегодня используется для того, чтобы придавить нас на Западе. Особенно в этом упорствуют наши "друзья", наши ближайшие соседи - руководство Польши, - пояснил Лукашенко. - Они уже достукались до того… Президент Дуда поехал к Си Цзиньпину, жаловался на Лукашенко: "Используйте свое влияние на Лукашенко, на Путина, чтобы они прекратили эту миграцию".
">

Президент напомнил, что до введения Западом санкций в отношении Беларуси наша страна очень серьезно с Западом сотрудничала, вплоть до заключения договора о реадмиссии. "Потом от всего этого (со стороны Запада. - Прим. БЕЛТА) отказались: "Нам это не надо". Хорошо, не надо. А что, это мне надо? Мы не будем их сдерживать", - сказал Лукашенко.

Кроме того, на движение мигрантов оказало влияние обострение конфликта в Украине. "Вот так и получилось, что по сухопутной границе все сошлось на Беларуси. И я прямо сказал: мы их ловить не будем. Наше дело - обеспечить безопасность нашего народа", - сказал белорусский лидер.

Глава государства предупредил: манипулировать миграционной тематикой для давления на Беларусь бесперспективно.

Несуразно выглядят и попытки Польши манипулировать Китаем - страной из совершенно другой весовой категории, которая к тому же имеет широкие возможности для маневра. Убедиться в этом поляки могли 3 июля, когда лидеры Китая и Казахстана запустили движение грузов в Европу по Транскаспийскому маршруту.

Здесь было бы впору нашим польским соседям задуматься о том, как сохранить в глазах Китая свою транзитную привлекательность, а не ставить палки в колеса.

Конечно, вероятность того, что польские власти все же решатся заблокировать границу с Беларусью, крайне мала. Даже в ситуации с блокировкой терминала в Малашевичах поляки действовали из-под полы, прикрываясь "плановыми работами". В то же время, находясь в Пекине, польский президент неоднократно подчеркивал, что инициатива "Пояса и пути", обеспечивающая доставку китайских товаров в Европу, а также экспорт из Европы в Китай открывает огромные возможности для экономического развития Польши.

Другое дело, как выглядят манипуляции и ультиматумы Варшавы в глазах Китая. И готов ли китайский бизнес рассматривать поляков в качестве серьезных и надежных партнеров. Ведь, как известно, репутация нарабатывается годами, а потерять лицо можно в один миг.

Вита ХАНАТАЕВА,
БЕЛТА.
Добавление комментария
CAPTCHA
*