Как изменились штрафы и какие положения исключили из кодекса? Разбираемся в деталях нового КоАП

Как изменились штрафы и какие положения исключили из кодекса? Разбираемся в деталях нового КоАП

С 1 марта 2021 года в новой редакции вводятся в действие КоАП Республики Беларусь.

С 1 марта 2021 года в новой редакции вводятся в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, которые в сравнении со старой редакцией претерпели существенные изменения. Более конкретно о них рассказывает старший помощник Гродненского транспортного прокурора г.Гродно Владимир Онисько.

– Так, по сравнению с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. скорректирована структура КоАП; введена категоризация правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий; системно пересмотрены и дифференцированы административные взыскания; введен институт профилактических мер воздействия с целью усиления профилактической составляющей норм об административной ответственности. Расширен перечень оснований для освобождения от административной ответственности, круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего; исключены правовые институты, характерные по своей сути для уголовного, а не административно-деликтного законодательства (соучастие в правонарушении, покушение на правонарушение). Пересмотрены сроки наложения административного взыскания; упрощены и четко структурированы условия административной ответственности субъектов хозяйствования. В целом переработана и унифицирована структура норм Общей части КоАП 2003 г. с целью упрощения их восприятия; закреплены экономические стимулы для оперативной уплаты штрафа.

– Что переработано и с какой целью в КоАП?

– По сравнению с КоАП 2003 г. положения Особенной части комплексно переработаны с целью исключения неактуальных и формальных составов административных правонарушений, составов правонарушений, имеющих гражданско-правовую природу, корректировки санкций в зависимости от категории совершенного правонарушения и причиненного им вреда, перераспределения статей (частей статей) Особенной части КоАП между главами в соответствии с родовым и непосредственным объектом отдельных административных правонарушений.

– Каковы корректировки в Процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях?

– Здесь скорректирована структура кодекса, обеспечено взаимное согласование положений ПИКоАП и КоАП, а также включение в Процессуально-исполнительный кодекс положений из иных проектов законов, оптимизирован круг государственных органов и организаций, наделенных правом составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, детализирован порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, реализованы поступившие предложения по совершенствованию норм Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях 2006 г., в целом переработана и унифицирована структура норм ПИКоАП с целью упрощения их восприятия.

bcac599cf007df680ef3b93df301c30e.jpg

– Владимир Владимирович, что можно отнести к числу основных изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях по сравнению с КоАП 2003 года?

– Скорректировано понятие органа, ведущего административный процесс, закрепленное в пункте 10 части 1 статьи 1.10 КоАП (в ПИКоАП 2006 г. – статья 1.4). В частности, установлено, что административное преследование и решение вопроса о применении мер административной ответственности должно осуществляться только уполномоченными государственными органами и организациями, что согласовывается с публичным, государственно-властным характером административного процесса.

Административные правонарушения разделены на три категории в зависимости от их характера и степени общественной вредности (статья 2.2 КоАП): административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения.

– Объясните нашим читателям, что относится к административным проступкам.

– Административные правонарушения, за которые в соответствии с санкцией Особенной части КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере, не превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для индивидуального предпринимателя, 50 – для юрлица.

– Что такое значительное административное правонарушение?

– К ним относят административные правонарушения, за которые может быть наложено административное взыскание в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для индивидуального предпринимателя, 50 – для юрлица.

– Грубое административное правонарушение – это...

– Административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность, а также за которые в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью.

Исходя из категории административного правонарушения, варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию (статья 4.9 КоАП), а также возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения (статья 8.3 КоАП).

bf59574042384aeae9aaf318b0d63429.jpg

– Что еще исключено из КоАП?

– Понятие «вина юридического лица» (статья 3.5 КоАП 2003 г.). В соответствии с частью 2 статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях юрлицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, предусмотренного частью 3 статьи 4.6 КоАП, и им не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом принцип справедливости (часть 4 статьи 1.4 КоАП) содержит норму, в соответствии с которой административная ответственность юрлица может наступать в случаях, предусмотренных КоАП, когда ответственность виновного работника этого юрлица, исходя из задач и принципов КоАП, недостаточна ввиду причинения административным правонарушением значительного вреда охраняемым интересам.

– Коснулись ли изменения профилактической составляющей административной ответственности?

– С целью ее усиления, а также сужения сферы применения административного взыскания до пределов, оптимально необходимых для поддержания общественного порядка, в кодекс об административных правонарушениях введен институт профилактических мер воздействия (глава 5 раздела III КоАП).

– Что относится к таким мерам?

– В частности, это устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних), применение которых осуществляется в рамках института освобождения от административной ответственности (статья 5.1 КоАП). Указанные профилактические меры, по общему правилу, назначаются вместо административного взыскания за совершение правонарушений, не относящихся к категории грубых.

Так, устное замечание (разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны) объявляется в устной форме при малозначительности (часть 2 статьи 8.2 КоАП) совершенного физическим лицом административного правонарушения до начала административного процесса – то есть без составления протокола об административном правонарушении и иных процессуальных документов.

Предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения) применяется к физлицам и юрлицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения: императивно – за совершенные однократно административные проступки (часть 1 статьи 8.3 КоАП); по усмотрению суда, органа, ведущего процесс, – за совершенные однократно значительные административные правонарушения (часть 2 статьи 8.3 КоАП). При этом лицо будет считаться совершившим административный проступок (или значительное административное правонарушение) однократно в случае, если в течение одного года до его совершения не подвергалось административному взысканию и не освобождалось от административной ответственности с вынесением предупреждения за такое же нарушение.

– Владимир Владимирович, в свою очередь как изменился административный процесс?

– Изменения не столь существенные по сравнению с КоАП, хотя ПИКоАП также претерпел модернизацию.

kodeks.jpg

– Приведите примеры.

– Например, в новом Процессуально-исполнительном кодексе расширены случаи закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении, которое может проводиться в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников. Данная норма закреплена в части 3 статьи 2.14 ПИКоАП. О закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающими дело, выносится постановление (часть 5 статьи 2.14 ПИКоАП).

Статьей 6.12 ПИКоАП установлен порядок применения технических средств в процессе доказывания. В частности, при наличии видеозаписи, подтверждающей факт совершения административного правонарушения, и признания своей вины лицом, в отношении которого ведется административный процесс, когда это признание не оспаривается другими участниками процесса, иные процессуальные действия могут не производиться. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, с согласия его участников составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление, предусмотренное статьями главы 10 ПИКоАП.

Процессуально-исполнительный кодекс содержит новые меры обеспечения административного процесса, применяемые к лицу, в отношении которого он ведется: временное ограничение права на выезд из Республики Беларусь, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо лицу в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода.

Порядок наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины (статья 10.3 ПИКоАП) практически такой же, как и в действовавшем ПИКоАП 2006 г., за исключением некоторых нововведений.

Например, постановление, вынесенное в соответствии с час-тью 1 статьи 10.3 ПИКоАП, как и было ранее, подписывается лицом, его составившим, и объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом, по ходатайству этого лица копия постановления также вручается ему либо высылается заказным письмом, направляется посредством электронной или другой связи, в том числе с использованием интернета.

В соответствии с частью 1 статьи 10.5 ПИКоАП при наличии оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 8.3 КоАП, лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление об освобождении от административной ответственности с предупреждением. Указанное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.

– На Ваш взгляд, в чем главная особенность новых кодексов?

– В закреплении приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием, исключение формальных, устаревших и невостребованных составов, либерализация законодательства.

Беседовала Мария Зубрицкая

Фото:из открытых источников

https://grodnonews.by/

Добавление комментария
CAPTCHA
*