Что грозит нарушителям законодательства о массовых мероприятиях, рассказали в Генпрокуратуре
В надзорном ведомстве напомнили, что в соответствии с законом "О массовых мероприятиях" собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия проводятся исключительно на основании разрешительного принципа. Разрешение на проведение массового мероприятия дают местные исполнительные и распорядительные органы, где планируется мероприятие, а в Минске - Минский горисполком. Без такого разрешения проведение массового мероприятия незаконно.
Нарушение правил организации и проведения массовых мероприятий влечет наступление ответственности - административной или уголовной.
В частности, за несоблюдение порядка организации или проведения массовых мероприятий, а также публичные призывы к этим действиям наступает административная ответственность по ч.1 ст.24.23 КоАП. Предусматривается взыскание в виде штрафа в размере до 100 БВ, общественных работ или административного ареста.
Организаторы незаконных митингов, шествий несут ответственность по ч.2 ст.24.23 КоАП, где санкция строже - штраф до 150 БВ, общественные работы или арест (для физических лиц), штраф до 200 БВ (для юридических лиц, организовавших мероприятие).
Неоднократные нарушения порядка организации или проведения массовых мероприятий, а равно публичные призывы к этому влекут уголовную ответственность по ст.342-2 УК с наказанием вплоть до 3 лет лишения свободы.
Организация или активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, влечет ответственность по ст.342 УК, предусматривающей наказание до 4 лет лишения свободы. К примеру, это перекрытие улиц и проспектов городов, пикетирование учреждений, влекущие нарушение работы транспорта и организаций, либо когда такие действия осуществляются с игнорированием требований представителей власти о их прекращении.
К ответственности привлекаются как организаторы незаконных массовых мероприятий, так и участники таких действий, подчеркнули в Генпрокуратуре. При этом часто организаторы, активно вовлекая с использованием интернета в преступную деятельность граждан страны, сами находятся за границей и намерены избежать негативных последствий для себя.
Незаконные массовые мероприятия, которые сопровождаются насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, квалифицируются по ст.293 УК как массовые беспорядки. Их организация влечет наказание до 15 лет лишения свободы, а участие в них - до 8 лет лишения свободы.
В качестве массовых беспорядков расцениваются действия, в том числе связанные с возведением баррикад, использованием предметов, обладающих значительной травмирующей силой (палки, камни, бутылки, пиротехнические изделия и прочие), для оказания сопротивления органам правопорядка, пресекающим такие противоправные действия.
Посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство сотрудников правоохранительных и иных государственных органов представляют наибольшую общественную опасность и влекут наиболее строгую ответственность. Это обусловлено не только необходимостью защиты их личной безопасности, но и обеспечения правомерной деятельности по охране общественного порядка.
"При проведении массовых мероприятий требования сотрудников милиции, военнослужащих, иных представителей власти должны быть исполнены незамедлительно и беспрекословно", - отметили в Генпрокуратуре.
В соответствии со ст.24.3 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий влечет наложение штрафа в размере до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест.
Сопротивление, то есть активное противодействие сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения, является тяжким преступлением и по ч.2 ст.363 УК влечет наказание до 7 лет лишения свободы.
Даже угроза ударить сотрудника милиции при выполнении им обязанностей по охране общественного порядка образует состав тяжкого преступления, предусмотренного ч.2 ст.363 УК.
Если в результате применения насилия наступили тяжкие последствия, уголовная ответственность еще строже - вплоть до смертной казни за убийство сотрудника органов внутренних дел.
В надзорном ведомстве добавили, что даже если в намерения организаторов незаконных массовых мероприятий не входило создание угроз общественной безопасности, но в ходе таких мероприятий погиб человек, кому-либо причинены тяжкие телесные повреждения или материальный ущерб в крупном размере, наступает ответственность по ст.369-3 УК, предусматривающей наказание до 5 лет лишения свободы. Ответственность по этой статье УК также установлена за публичные призывы и вовлечение других лиц в проведение незаконных массовых мероприятий, повлекших указанные тяжкие последствия.
https://belta.by/