Гродненские таможенники за 2018 год выявили более 70 фактов незаконного перемещения лекарственных средств
Истории о задержаниях на границе с несколькими пакетиками терафлю или пузырьком корвалола то и дело всплывают в интернете. Возмущенные путешественники пишут гневные посты. Волнуются не зря. Эти лекарства содержат опасные психотропные вещества. А за их контрабанду можно получить от трех до семи лет лишения свободы. Гродненские таможенники за 2018 год выявили более 70 фактов незаконного перемещения лекарственных средств. При этом ни одного уголовного дела так и не завели. Это значит, что постфактум был предоставлен рецепт, выписка из медкарты или в действиях человека попросту не было усмотрено злого умысла. Как вместо неприятностей получить облегчение в борьбе с недугом? В непростых вопросах разбиралась наш собственный корреспондент.
Таблетки от неприятностей
Обладатели шенгена во время шоп‑туров обязательно наведываются в польские аптеки. Берут для себя, соседей и знакомых. Привлекают не только цены, но и ассортимент. Зазывающие акции, скидки, подарки, бонусы... Понятно, что только лишь за противопростудными пилюлями и каплями в нос ехать невыгодно. Многие закупают лекарства впрок. Работница банка Ольга Капцевич перед Новым годом отправилась в Белосток за продуктами и заодно запасами лекарств. Но неожиданно оказалась фигуранткой серьезной проверки. У нее обнаружили 10 пакетиков терафлю НД. Лекарства изъяли и назначили химическую экспертизу.
— Большинство известных препаратов, обезболивающих таблеток, мазей, как и белорусские рецепты, не вызывают у польских фармацевтов вопросов, — рассказывает гродненка. — Никогда не думала, что эти порошки могут содержать запрещенные вещества. Для меня было открытием, что в составе препарата есть опасное психотропное вещество псевдоэфедрин. Не передать, что я пережила, когда мне сказали о возможном возбуждении уголовного дела. К счастью, в ходе проверки установили, что в моих действиях не было прямого умысла на незаконное перемещение психотропного вещества через границу.
Такие дела
Гродненская транспортная прокуратура завалена постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел. Только за прошедший год их 74. На каждое уходит от одного до двух месяцев работы. Можно только представить себе, что все это время чувствует человек...
— Когда Минздрав утвердил новый перечень препаратов, содержащих наркотические средства, возникла проблема, — не скрывает обеспокоенности гродненский транспортный прокурор, старший советник юстиции Вячеслав Шетик. — К примеру, если в Польше, Литве, России такие лекарства можно купить без рецепта, то в нашей стране он необходим. Порой многие узнают об этом при пересечении границы. Таблетки не декларируются, нет документов, подтверждающих необходимость приобретения.Разъяснительная работа постепенно приносит результат. За последние годы практически не возбуждали уголовных дел по 228‑й статье.
Во всех пунктах в зоне действия Гродненской региональной таможни установлены информационные таблички иллюстрационного характера с «подсказкой». Основной посыл прост: везешь лекарства — выбирай красный коридор.
— Нельзя выезжать через зеленый канал, если имеешь хоть малейшие сомнения, что в перевозимых препаратах могут содержаться наркотические вещества, — резонно замечает прокурор. — В ином случае могут возникнуть подозрения, что имеет место сокрытие. Начинается проверка. И только после выяснения всех обстоятельств и изучения доказательств с человека снимается уголовная ответственность. Правда, административная все равно остается.
Сами таможенники признают: всегда видно, когда водители или пассажиры везут препараты для личного пользования. Как правило, они их не прячут, упаковки лежат на видном месте, среди других покупок и вещей. Но есть и такие, кто тщательно маскирует лекарства. Это, разумеется, вовсе не означает, что человек что‑то скрывает. Обычно при проверке выясняется, что человек страдает хроническим заболеванием. И не хотел лишний раз утруждать себя бумажной волокитой.
Заместитель гродненского транспортного прокурора Елена Петречук снимает с полок несколько толстых папок, заполненных постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел:
— Очень сложно доказать субъективную сторону. Вроде бы налицо факт незаконного перемещения через границу лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества. Но одно дело, когда везут одну упаковку, и другое, когда их десять. Человек впоследствии доказывает, что купил не только для себя, но и для родных. Последний вопиющий случай был в минувшем ноябре.
Врач для своей знакомой, болеющей онкологией, сама выписала рецепт соответствующего образца, поехала в Польшу и приобрела лекарство. Но не задекларировала. В результате доктора привлекли к административной ответственности и освободили от занимаемой должности.
Точнее не бывает
Многим вообще непонятно, почему привычные всем лекарства вдруг стали опасными. Перечень веществ, подлежащих контролю, огромен. Его не то что запомнить — досмотреть до конца непросто.
Начальник отдела специальных экспертиз управления специальных и технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области Андрей Лукша знает все о составе лекарственных препаратов, изымаемых на границе:
— Очень часто таможенники изымают у лиц, пересекающих границу, лекарственные препараты от простудных заболеваний, а также противоаллергические препараты. Такие как гриппекс, циррус, акатар, кларитин и другие. Все они содержат в своем составе вещество псевдоэфедрин, а некоторые еще и декстрометорфан. Эти вещества находятся в списке опасных психотропов, разрешенных к контролируемому обороту на территории нашей страны. Употреблять их и приобретать можно только по показаниям врача. При наличии таких препаратов при себе должны быть рецепт врача и выписка из истории болезни.
Пациенты, употребляющие особо опасные и опасные наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные к контролируемому обороту (барбитураты, бензодиазепины и другие), знают о том, что эти препараты так просто не купишь в аптеке, а тем более не провезешь через границу. Но когда отдельные вещества из списка в небольшом количестве входят в состав лекарственного средства, мало кто об этом догадывается.
— Люди порой считают, что лекарства от простудных заболеваний, произведенные в Европе, лучше действуют на организм, — продолжает собеседник. — И в этом есть доля истины. В их составе — незначительное количество психотропных веществ, оказывающих дополнительное лечебное воздействие. В белорусских аналогах этих лекарств подобных добавок нет. Кстати, в некоторых препаратах белорусского производства содержится фенобарбитал. Он входит в состав таких седативных успокаивающих средств, как валокордин, корвалол. Их также любой может приобрести свободно в нашей аптеке без рецепта. А при перемещении через границу флакончика с данной жидкостью могут возникнуть определенные неприятности и его также изымут польские и литовские таможенные службы.
Отдельно о препаратах, содержащих псевдоэфедрин или эфедрин в достаточно больших количествах. В наших аптеках их можно приобрести только по рецепту. Однако в Польше и других странах‑соседках некоторые из них находятся в свободной продаже. Впоследствии из них в кустарных условиях, прибегнув к простейшему химическому синтезу, можно изготовить другие особо опасные психотропные вещества. И не для того, чтобы подлечиться...
— Подобных фактов мало, но они есть, — признает Андрей Викторович. — Не так давно была такая экспертиза. Удалось установить, что психотропное вещество было изготовлено в кустарных условиях из лекарственного препарата. Правоохранительные и таможенные органы начали жестко контролировать оборот подобных псевдоэфедринсодержащих препаратов.
— За чей счет проводится экспертиза и как оперативно можно получить результат?
— Судебные экспертизы, назначенные государственными органами, проводятся на безвозмездной основе. Чаще всего для установления природы изымаемых веществ и оперативного принятия решений к нам обращаются сотрудники милиции, Следственного комитета и только на третьем месте — таможенные органы. В отделе в круглосуточном режиме дежурит эксперт‑химик, который в течение часа может дать ответ о наличии либо отсутствии подконтрольного вещества в предоставленном объекте, а через три часа будет готово заключение. В целом за 2018 год экспертами отдела было выполнено около тысячи экспертиз и исследований, из них более ста — для таможенной службы.
В общем, вам решать, стоит ли рисковать нервами, пытаясь припрятать пару пакетиков от простуды. А если есть рецепт и желание купить лекарство дешевле — не поленитесь задекларировать товар. Спокойствие того стоит.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ