«Правосудие должно вершиться строго по закону». В прокуратуре Гродненской области прокомментировали факты радикализации протестов и риторику «народного трибунала»
Массовость протестного движения в регионе затухает, утверждают правоохранители. На несанкционированные уличные акции фактически никто не выходит, несмотря на активные призывы телеграм-каналов. В то же время все чаще происходят случаи радикального протеста – поджоги имущества, угрозы, призывы к насилию, «захвату» неугодных, попытки блокировать железнодорожные пути, что в конечном итоге может повлечь за собой трагедию. Заместитель прокурора области Анатолий Иванюк рассказал, какое наказание может последовать за подобными противоправными действиями.
– Анатолий Анатольевич, если проанализировать количество и структуру уголовных дел, которые были возбуждены в регионе в течение последнего месяца, насколько очевидной становится радикализация протестной активности?
– Уголовных дел, связанных с уголовно наказуемыми проявлениями протестной активности после 9 августа, было возбуждено более двух сотен. В октябре и ноябре резко возросло количество уголовно наказуемых хулиганств. Почти половина из них, как показывает анализ, так или иначе связаны с протестом. Все чаще в деструктивных телеграм-каналах появляются призывы применять более жесткие меры в отношении сотрудников органов внутренних дел. В общий доступ выкладываются фотографии, номера телефонов, адреса силовиков, информация о том, где работают их жены, в каких школах учатся дети, чтобы надавить, заставить опасаться за жизнь и здоровье своих близких. Данным фактам в обязательном порядке дается оценка, и в случаях, когда звучат откровенные призывы к насилию, такие действия однозначно квалифицируются с точки зрения уголовного права. В ноябре, к примеру, было возбуждено уголовное дело в отношении молодого человека, который на стоянке возле Октябрьского РОВД, будучи пьяным, бейсбольной битой разбил стекла и боковые зеркала четырех автомобилей, принадлежащих сотрудникам органов внутренних дел. После он угрожал этой самой битой милиционерам, которые пытались его задержать. Исходя из конкретных фактов и примеров, можно сделать вывод, что радикализация протестов действительно нарастает.
– На Ваш взгляд, с чем это может быть связано?
– С точки зрения массовости протесты значительно пошли на спад. За последние две недели их количество фактически сведено к минимуму, не считая отдельных пикетов или единичных резонансных дел, связанных с радикальной и экстремисткой деятельностью. Последние активно освещаются в СМИ, вызывают бурный общественный интерес. Создается впечатление, будто протесты не спадают, а нарастают с новой силой, хотя это неправда. Но тому, кто призывает совершать подобные преступления, необходимо, чтобы люди считали именно так.
– Когда прокурор запрашивает у суда предполагаемую меру наказания по делам, связанным с радикальными преступлениями, придерживается ли он принципиальной позиции наказать по всей строгости закона или обвиняемый в определенных случаях может надеяться на снисхождение?
– Самые радикальные действия на данный момент связаны с поджогами. Хорошо известен недавний случай, когда в микрорайоне Ольшанка под автомобиль сотрудника ОМОН было брошено неустановленное взрывное устройство. В результате повреждены четыре авто, владельцам причинен значительный материальный ущерб. Первоначально случившееся следователи расценили как особо злостное хулиганство, но затем по указанию прокуратуры действия переквалифицированы на акт терроризма по части 1 статьи 289 Уголовного Кодекса. На данный момент расследованием занимаются сотрудники КГБ. По этой же статье возбуждено уголовное дело в отношении гражданина, призывавшего в одном из телеграм-каналов жечь коктейлями Молотова здание районной прокуратуры в Ошмянах. Вероятно, мужчина думал, что спрячется под обезличенным ником. Однако представление многих активных телеграм-пользователей о своей безнаказанности глубоко ошибочное. Районный прокурор расценил противоправные действия гражданина как подстрекательство к особо злостному хулиганству, но при обыске в ходе расследования у мужчины были найдены боеприпасы. По этой причине обвиняемому сейчас придется предстать перед судом за призывы к совершению акта терроризма. Надо отметить, статья 289 УК РБ предусматривает лишение свободы сроком от 8 до 15 лет. Наказание очень серьезное, но если мы не будем давать подобным случаям должную правовую оценку, жалея кого-то, ситуация может зайти слишком далеко. Принципы уголовной ответственности должны соблюдаться, ведь совершенные проступки представляли реальную угрозу: в салоне авто, в административном здании могли находиться люди. Кроме того, подобные действия несут в себе явные элементы устрашения населения, оказывают психологическое влияние на людей, заставляют бояться и опасаться за свою жизнь. Безусловно, окончательное решение по делу выносит суд, и он вправе учесть все нюансы, в том числе искреннее раскаяние в содеянном.
– Не кажется ли Вам, что призывы отдельных лидеров протестного движения приобретают все более жесткую форму? Некоторые из них в своих высказываниях уже открыто употребляют слово «захват» в отношении действующей власти, объявляя о создании некого «народного трибунала».
– Все подобные призывы направлены на дестабилизацию общественного порядка. Ни одним из законов нашей страны возможность создания и функционирования, так называемого, народного трибунала, не предусмотрена. Конституция и Уголовный Кодекс Республики Беларусь гласят, что гражданин может быть признан виновным и привлечен к ответственности только в соответствии с приговором суда, и никакой абстрактный «голос большинства» не может решать судьбу человека. Полагаю, подобные тезисы звучат, в первую очередь, чтобы заставить правоохранительные органы не осуществлять свои полномочия и прекратить деятельность по охране общественного порядка. Расцениваться они могут как призывы к свержению государственной власти и конституционного строя неконституционным путем. Ответственность за заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти, предусмотрена статьей 357 УК РБ.
– К чему с правовой точки зрения могут привести общество призывы самостоятельно решать, кто виновен, а кто нет?
– Правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь осуществляется только судом. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Сегодня общество пытаются сильно накалить извне, целенаправленно разжигая противостояние и конфликты на почве политических взглядов. Мы видим попытки озлобить людей по отношению друг к другу, расколоть социум. На фоне этого призывы захватывать всех якобы «виновных» и предавать их некому якобы справедливому «народному суду» могут привести к такому опасному деструктивному явлению, как самосуд. Не исключено, что в силу различных причин найдутся люди, решившие, что правоохранительная система работает не так, как им хочется, и что они обладают правом судить всех со своей колокольни. Все подобные посягательства должны получать надлежащую правовую оценку и наказываться в соответствии с действующим законодательством. Только так можно избежать хаоса, сохранить мир и порядок в обществе.
Жанна МОИСЕЕВА
Фото:Игорь СЕРГЕЕВ
https://grodnonews.by/