От ворот — поворот. Репортаж «Воранаўскай газеты» с белорусско-литовской границы
Журналисты выясняли, как повлияли на ситуацию на белорусско-литовской границе ограничения пятого пакета санкций Евросоюза. Они запрещают въезд белорусским и российским грузоперевозчикам в страны ЕС, а со следующей недели — еще и транзит через них.
На подъезде к пункту пропуска «Бенякони» нет привычной многокилометровой вереницы большегрузов.
— После отмены Литовской Республикой коронавирусных ограничений наблюдается рост потока иностранных граждан, следующих в Беларусь. За текущие сутки их оформлено около 100 человек. Преимущественно это граждане Литвы, — рассказал о ситуации в пункте пропуска официальный представитель Лидского пограничного отряда Михаил Кузнецов. — В настоящий момент въезда в Беларусь ожидают 650 грузовых автомобилей, а выезда с территории страны — 50.
С литовской стороны очередь грузовых авто длиннее в десять раз! Возможно, из-за того что белорусские и российские фуры спешат покинуть страны ЕС до установленного срока — 16 апреля, либо из-за снижения скорости оформления транспортных средств литовскими пограничниками. Можно пропускать 10 фур в час, как предписывает двустороннее соглашение между ведомствами, а можно и ... 3. Но дальнобойщикам не привыкать к очередям, их больше волнует «избирательность» Евросоюза в отношении грузоперевозчиков. За четыре дня действия санкционных ограничений литовская сторона не пропустила 73 большегруза.
На момент работы журналистов в пункте пропуска оформления на выезд из Беларуси ожидали, в основном, фуры на литовских, польских, сербских, чешских номерах.
Спросили у водителей, что они думают о недавно введенных ограничениях на въезд в ЕС. Лидчанин Сергей работает на компанию, зарегистрированную в Литве. Значит, его груженая фура беспрепятственно доедет до точки назначения. Но, признается, чисто по-человечески обидно за земляков, которых разворачивают в литовских и польских пунктах пропуска:
— За 20 лет, что работаю на международных перевозках, такого напряжения никогда не было.
— А что дальше? Может, скоро и белорусский паспорт станет основанием для отказа на въезд в страны ЕС? — подключаются к разговору другие дальнобойщики, тоже белорусы.
— Эти санкции против нас, простых людей. Мы хотим работать, а нам не дают. Ведь на самом деле не только нам, но и самим европейцам эти ограничения невыгодны.
За пределами пункта пропуска увидели 10 фур с белорусскими и российскими номерами, которые не смогли въехать в Литву. Они разместились на стоянке АЗС вблизи аг. Бенякони. Водители с нескрываемой досадой говорили о сложившейся ситуации.
— Те, кто вез лекарства и скоропортящиеся продукты, проехали, а нас с древесиной, металлом, запчастями не пропустили, — рассказал Андрей из Минской области. — Ждем, когда наше руководство решит вопрос, что дальше делать с грузом. Стоянка в зоне ожидания с третьих суток уже платная, а тут кто с четверга, кто и с субботы находится. И не знаем, на сколько еще задержимся.
Перевозчики понимают, что автотранспортным компаниям не удастся быстро переориентироваться на другие направления — страны Азии. Нет пока и ясности, что станет результатом такого вынужденного «режима ожидания» — возобновление рейсов или поиск новой работы. В этой непростой ситуации оказались и многие жители Вороновского района, работающие в сфере международных перевозок.
Бесспорно одно — в выигрыше только те, кто с Евросоюзом не работал. Уж очень недружественным оказалось это содружество…
Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.