Вторая жизнь столетних страниц. Как в Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно реставрируют исторические документы
Работа архивистов-реставраторов выходит далеко за пределы простого сохранения бумаги.
В Национальном историческом архиве Беларуси в Гродно хранятся документы, которые имеют большое значение в масштабах всей республики. К сожалению, не все дошли до нас в хорошем состоянии – время властно над бумагой.
Уникальные свидетельства ушедших эпох могли кануть в Лету, если бы не труд архивистов-реставраторов. Эти специалисты, словно скульпторы, кропотливо восстанавливают поврежденные пожелтевшие листы. Как архивисты-реставраторы дарят вторую жизнь ценным документам и книгам, которых не пощадило время, узнавала журналист «ГП».
Лечим «пациентов»
В гродненской лаборатории специальной обработки документов Национального исторического архива Беларуси меня встречают архивисты-реставраторы Елена Фильманович и Наталья Золотарева.– Работа с архивными документами – это не просто ремесло, это искусство, – говорит Елена, бережно укладывая на стол одну из страниц метрической книги 1920 года, пожелтевшей и покореженной временем. – Для нас важно не только сохранить сам документ, но и обеспечить возможность его изучения для будущих поколений. Это наша обязанность перед историей.
Перед реставрацией она проверяет состояние документа, оценивает степень повреждения. По словам Елены, для каждой старинной страницы выбирается индивидуальный подход.
– Некоторые документы требуют набора более сложных процедур. К примеру, тщательной ручной гигиенической очистки, когда на бумаге не только механические изъяны, но и плесень, – поясняет реставратор.
С интересом наблюдаю, как Елена Юрьевна проверяет каждый сантиметр поврежденного листа. Завершив подготовительные работы, она берется за реставрацию бумаги. За ее плечами – 19 лет практики.
– Большую часть жизни я проработала по профессии – швеей. Но неожиданно нашла себя в работе реставратором. Многие даже не знают об этой профессии, у нас нигде на нее не учат. Просто в жизни так получилось, что появилась выпала возможность попробовать себя в этом деле. Я как-то сразу втянулась. Каждый день хожу на работу с большим удовольствием. Это ручная работа, требующая предельной аккуратности и терпения. Каждый документ для нас – это «пациент» со своей историей. Мы не можем просто взять и заменить его, не имеем право что-то дописать. Мы восстанавливаем, «лечим», сохраняем, – говорит Елена, не отвлекаясь от своего занятия.
Большой широкой кистью она осторожно наносит клей на старинный документ. Так старая рыхлая бумага становится более податливой.
– Мы, кстати, варим свой клей. В его составе – мука высшего сорта, которая дает клейкость, вода, глицерин и фунгицид, предотвращающий рост грибков. Такой клей можно в случае чего размочить, он хорошо отходит в воде. Любой другой клей мы не признаем, – поясняет Елена.
Она берет в руки скальпель и бережно начинает соединять все трещины, чтобы на листе не оставалось просветов.
– Спешить нельзя. Это метрическая книга, здесь записаны имена и фамилии людей, их даты рождения, другая информация, зачастую на латинском языке. Мне надо соединить каждую букву, сделать единый лист. Это не один лист нужно сделать, у нас на реставрации лежат дела, в которых около тысячи и больше страниц, – говорит реставратор.
Соединив все части своеобразного исторического «пазла», Елена приступает к восполнению утраченных частей листа. Бумага для реставрации подбирается аналогично фактуре, толщине, цвету документа, в ход идут чистые листы бумаги архивных материалов. Реставратор нарезает куски нужного размера, незаметно интегрируя их в общую композицию документа. После этого документ с двух сторон укрепляют прочной микалентной бумагой, она очень тонкая, приклеив ее к документу, текст по-прежнему хорошо виден.
И вот уже в руках Елены старинная страница выглядят снова как новая. Осталось ее высушить и положить под пресс.
– Когда пришла работать в архив, боялась, что со временем останусь без работы, думала, что в какой-то момент уже нечего будет реставрировать. Но работы, как оказалось, хватит на долгие годы вперед, – признается Елена Фильманович. – В нашем Национальном историческом архиве три хранилища. Реставрацией документов занимаемся вдвоем с Натальей Золотаревой.
Наталья, к слову, работает архивистом-реставратором 1,5 года. По специальности она юрист. Опыт принимает у Елены Юрьевны, которая повторяет: в их деле нужно все время учиться, ведь приходится работать с самыми разными по разрушению, текстуре делами, книгами и даже двухметровыми картами.
– Вы не устаете от такой, казалось бы, монотонной и рутинной работы? – интересуюсь у Елены Фильманович.
– Нет, честно скажу, мне нравится. Какое удовольствие видеть результат своего труда, какими красивыми становятся исторические страницы, – отвечает специалист. И ее коллега Наталья того же мнения.
– Когда ты работаешь с документами, время становится относительным, – говорит Наталья. – Мы не просто реставрируем документы, мы живем их жизнью. Это целая история, книга, таящая в себе живые персонажи и их судьбы.
Факсимиле старых книг
Когда документы высыхают и выравниваются, их остается только сшить в идеально ровные блоки и сделать переплет. За этот этап работы берется архивист-реставратор Галина Жук. Работе в архиве она посвятила уже более 23 лет. За это время она не просто овладела тонкостями работы с архивными документами, но и настолько прикипела к своему делу, что даже в праздничные дни ей трудно сидеть дома.– Девочки приносят после реставрации дела, и я уже занимаюсь их переплетом, – вводит в курс дела Галина Ивановна. – Они уже сложены по нумерации, моя задача сделать из страниц дело. Это долгий процесс. Книги бывают по 300, 400, 700 и больше листов. Очень толстые сшиваются поэтапно. Листы в одном деле бывают разного формата: одни больше, другие – меньше. Такие дела очень сложно складывать.
Галина Ивуановна аккуратно переносит дело на сверлильный станок, где делает пять проколов в специальном корешке. Используя иголку и прочную нитку, прошивает страницы, завязывая прочный узел. Остается обернуть дело в обложку. Теперь оно готово служить исследователям и хранить историю.
Покидая архив, осознаю, что работа архивистов-реставраторов выходит далеко за пределы простого сохранения бумаги. Они занимаются восстановлением памяти, культуры и истории. Каждый отреставрированный документ – это дыхание целых эпох.
Диана СИДОРКЕВИЧ
Фото:автора