Разные — равные, или У каждого должен быть шанс
Ваня устроился на работу в колхоз. Он не был отличным специалистом, но мог исправно выполнять поручения. Его особенности в развитии не были заметны внешне, но уже первый рабочий день показал, что к таким работникам нужен особый подход, помощь и поддержка. Парню поручили покрасить забор. Он старался, не отлынивал от работы и продолжал красить, даже когда начался дождь. Ведь такие нюансы не были оговорены в поручении.
О работе с детьми с особенностями психофизического развития, их судьбе после школы и патронате учебного учреждения над ними, узнаем из общения с учителем-дефектологом Погородненской средней школы Н.В. Багдевич.
Маленькая жизнь и бесценный опыт
За годы обучения в школе каждый ребенок, согласитесь, проживает маленькую жизнь, приобретая знания и бесценный опыт человеческого общения.
— Сложнее всего на первых школьных ступеньках приходится особенным деткам. У них малый словарный запас, снижены представления об окружающем мире, — рассказывает Наталья Владимировна. — Если не упустить ребенка, к старшим классам его не узнать — любознательный, активный, способный.
В большинстве случаев дети с замедленным темпом психического развития к пятому классу выводятся на общеобразовательный курс. У нас 100% вывод детей с ЗПР. Ученики с интелектуальной недостаточностью продолжают заниматься интегрированно: часть школьных предметов они осваивают отдельно от своих одноклассников. В программе есть социально-бытовая ориентировка: как купить билет на поезд, оплатить коммунальные услуги, куда обратиться за медицинской помощью и как решать многие другие бытовые вопросы, учат на этом уроке. Больше всего часов отводится на трудовое обучение, по которому они сдают единственный выпускной экзамен.
Раннее выявление — залог успеха
Родители делают большую ошибку, лишая детей с трудностями в получении ранней педагогической помощи. На сегодняшний день в Погороднеской СШ 100%-е раннее выявление деток с особенностями. Существует план сотрудничества с дошкольным учреждением, благодаря ему удается уже с четырех лет начать работу с малышом. Диагноз ставят медики, окончательное заключение по психофизическому развитию — комиссия Вороновского ЦКРОиР. При поступлении в школу дальнейший контроль, мониторинг успеваемости ведет учитель-дефектолог.
— В непосредственной работе с особенными детьми огромная роль отводится родителям, родным, близким людям. Именно их опека, поддержка и целенаправленное сотрудничество с педагогами, а в дальнейшем с работодателями помогают успешно пройти социальную адаптацию ребят, — отмечает собеседница. — Все эти дети имеют право на изменение диагноза, это происходит в медицинском учреждении. В нашей практике был такой случай. Мотивом стало желание выпускника получить право управлять автомобилем.
В трудоустройстве ориентиром должны служить возможности, а не ограничения по здоровью
— Современная система образования идет в направлении признания права каждого ребенка на обучение, не бывает неперспективных и отсталых детей, успеха может достигнуть каждый, — считает Наталья Владимировна. — В нашей школе интегрированные классы появились в 2000 году. За это время из ее стен вышли восемь ребят, занимавшихся по программе вспомогательной школы. Некоторые выпускники таких классов в соответствии со своими возможностями учились дальше. Проблему трудоустройства испытывал практически каждый из них. Знаю, что многие, кому удалось получить заветное место работы, долго не задерживаются там. Их труд низкооплачиваемый, не всегда возможности работника соответствуют требованиям нанимателя. Надо отметить, что не все из детей с особенностями развития имеют инвалидность, хотя зачастую они очень слабые физически, на учете у психиатра состоят единицы. Поэтому когда вышел Декрет №3 о социальном иждивенчестве, они оказались незащищенной категорией. На рынке труда, как говорится, они будут стоять последними в очереди по трудоустройству. У нас в сельской местности нет специальных производств, поэтому чаще всего такие ребята работают на фермах, в полеводстве, в строительных бригадах. Огромные слова благодарности руководителю местного хозяйства Роману Марьяновичу Цидзику, который не «отфутболивает», попросту говоря, наших выпускников и дает им шанс, предлагая работу.
Патронат над ними после окончания школы длится 2 года, но этим временем мы не ограничиваемся. Все они живут рядом, по старой памяти часто прибегают в школу, звонят, не теряется контакт школы с родителями. Общими силами мы ведем этих деток дальше по жизни. Последние годы патронат вела Т.С. Граблис.
Не показывайте мне дорогу, а научите, как найти ее самому
Предельно высокий уровень успеваемости (7-8 баллов) у нынешнего выпускника Миши Брилева (на снимке), который занимается на I отделении программы вспомогательной школы. Парень очень старательный, усидчивый и целеустремленный. Из разговора с ним убедилась, что на ближайшие годы у него составлен настоящий план. И первым пунктом — поступление в Гродненский строительный профессиональный лицей. Почему именно Гродно? Чтобы быть поближе к младшему брату, который учится в школе-интернате для слабослышащих и глухих. Забирать его на выходные, навещать и общаться в будние дни, в общем, опекать. Миша очень хочет пойти в армию (для этого необходимо углубленное медобследование), только там, по его мнению, становятся настоящими мужчинами. Отец умер, и воспитанием ребят занимается мама. Гражина Витольдовна трудится на ферме, семья живет в квартире, которую выделило хозяйство. По дому все хлопоты делятся поровну. Миша не отстраняется и от женских дел: с удовольствием может похозяйничать на кухне и приготовить что-нибудь вкусненькое к маминому возвращению с работы. Любит делать для нее сюрпризы. К примеру, на день рождения своими руками сделал для нее подарок — резную деревянную подставку под горячее. Рукастый парень, хвалит его и директор школы Каибхан Узданович, который преподает в школе труды. Яркий петушок из дерева, встречающий гостей во дворе школы, — Мишино творение. Педагоги верят, что, какой бы высокой ни была цена успеха, этот парень добьется своей цели.
Галина ШЛЕМПО.
Фото автора.