Инклюзия — не иллюзия
На базе Вороновского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации состоялось совещание специалистов, курирующих вопросы специального образования, и руководителей учреждений специального образования Гродненщины. Основной темой обсуждения стали перспективы развития инклюзивного образования детей с инвалидностью.
Инклюзивная образовательная практика в Беларуси достаточно ограничена, во многом экспериментальна. Это обусловлено тем, что система находится на этапе формирования. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся систему образования. Это не может проходить «безболезненно»: организационно, содержательно, экономически, психологически. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации безбарьерной среды в наших учреждениях, но и с препятствиями социального характера: зачастую родители, педагоги, наши дети не готовы отказаться от сложившихся стереотипов, принять новые принципы. Социальная изоляция людей с инвалидностью приводит к восприятию их как неравноправных по отношению к остальным гражданам. Несмотря на множество проблем в этом деле, в последние годы в нашей стране наметились положительные тенденции в образовательной среде детей с особенностями развития.
После долгожданного подписания Беларусью Конвенции ООН о правах инвалидов в образовании начался переход на новый этап — развития инклюзивного обучения. Чуть раньше министр образования утвердил концепцию о развитии инклюзивного образования. А в 2012 году впервые в истории Беларуси появилась Госпрограмма развития специального образования, усилившая работу на двух уровнях — дошкольном и школьном. Что имеем в итоге? В республике около 240 учреждений спецобразования, из них — 46 садиков, 25 специальных школ-интернатов, 28 вспомогательных школ и 141 коррекционно-развивающий центр. Ежегодно в них обучают более 3 000 детей с тяжелыми или множественными нарушениями, еще свыше 4 000 получают коррекционную помощь. Система специального образования Вороновского района включает в себя Вороновский ЦКРОиР, Радунскую специальную общеобразовательную школу-интернат для детей с нарушениями психического развития. В учреждениях общего среднего образования — 50 классов интегрированного обучения и воспитания, а также 6 пунктов коррекционно-педагогической помощи, в дошкольных учреждениях — 11 групп интегрированного обучения и воспитания, 8 пунктов коррекционно-педагогической помощи. Образовательный и коррекционно-развивающий процесс в учреждениях Вороновщины обеспечивают 34 учителя-дефектолога.
Однако ставить знак равенства между интегрированным образованием и инклюзивным не стоит: немало различий в подходах и требованиях. В особенностях последнего и пытались разобраться участники совещания.
Положительные эмоции от встречи с коллегами, плодотворной работы подкрепили впечатления от экскурсии по Вороновскому ЦКРОиР. За последние годы в учреждении сделаны огромные шаги по улучшению и расширению материальной базы. Ремонт всех помещений, приобретение новой мебели, полное оснащение санузлов — одним словом, есть чем похвастаться. Все это, по словам директора Центра М.К. Юнаш, стало возможным благодаря помощи районной власти и спонсоров.
Галина ШЛЕМПО.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.