СМИ и соцсети: правила игры в интернет-пространстве. Новый выпуск проекта БЕЛТА «Страна говорит»
Очередной выпуск проекта посвящен деятельности госмедиа на информационном поле.
Очередной выпуск проекта БЕЛТА «Страна говорит» посвящен деятельности государственных медиа на информационном поле, включая социальные сети и мессенджеры. Участие в дискуссии приняли директор института социологии НАН Беларуси Николай Мысливец, заместитель начальника управления по раскрытию киберпреступлений главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Павел Попов, главный редактор газеты «Гродзенская праўда» Лилия Новицкая, политический обозреватель телеканала ОНТ Игорь Тур, главный редактор районной газеты «Маяк» Берёзовского района Александр Крагель.Николай Мысливец: белорусские госСМИ выходят на новый уровень работы с потребителями информации
Белорусские госСМИ выходят на новый уровень работы с потребителями информации. Об этом в проекте "Страна говорит" заявил директор Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Николай Мысливец.
"Когда мы говорим о социальных сетях, телевидении, радио, печатных СМИ, в целом об информации, мы затрагиваем серьезный глобальный феномен - это перенасыщенная информационная повестка, которая касается нашей повседневной жизни. В таком объеме информации, с таким темпом ее обновления мы сталкиваемся впервые на протяжении нескольких последних лет. И здесь в первую очередь необходимо говорить, комментируя в том числе и распределение мнений, об определенном накоплении информации, знаний, накопления наших практик. Мы переходим в качественно новое состояние, когда с этими большими, значительными объемами информации самой разной нам необходимо научиться работать профессионально, грамотно, компетентно", - отметил Николай Мысливец.
По его словам, трансформируется не только само окружающее нас пространство: экономическое, политическое, социальное, духовное, культурное, но и практики медиапотребления. "Трансформируются и те методы, практики, которые в своей работе используют наши государственные средства массовой информации. И БЕЛТА, и телевизионные каналы, и печатные издания. В рамках данного временного отрезка необходимо говорить о том, каким образом мы определяем для себя ориентиры и каким образом эти ориентиры будем реализовывать, - пояснил директор института. - Что касается таких ориентиров, данные исследований, которые мы проводили, говорят о том, что для современного белорусского читателя, зрителя, безусловно, важна оперативность, аналитичность, грамотность подачи материала. И на этом фоне, в частности, ссылаясь на некоторые другие аспекты, та печатная продукция, с которой имеют дело белорусские читатели: газеты "Беларусь сегодня", "Звязда" и так далее - выступают своего рода в определенной степени элитарным продуктом, который предлагает читателю информацию, осмысленную, аналитически проработанную. И это новый уровень работы с читателями, потребителями информации".
Но своего читателя, слушателя, зрителя тоже нужно воспитывать, продолжил Николай Мысливец. "Если со стороны редакции, издателя, журналиста мы имеем дело уже с создателем такого продукта, который на порядок вырос, который может грамотно в этой информации разбираться и преподносить ее читателю, то вопрос сейчас еще в другой стороне - в аудитории, которую нужно ориентировать на продукцию грамотную, осмысленную, содержательную. И движение в этом направлении есть, потому что есть посыл именно на подобного рода информацию. Есть запрос на такую информацию и есть ответ. Мы идем в направлении совершенствования той работы, которую проводят наши государственные средства массовой информации, и мы пытаемся воспитывать нашего читателя, зрителя, слушателя", - дополнил он.
"Не доверяю информации, в достоверности которой не уверен абсолютно". Игорь Тур о блогерах
В проекте "Страна говорит" политический обозреватель телеканала ОНТ Игорь Тур признался, что отдает предпочтение информации госСМИ и не доверяет блогерам.
"Я практически не смотрю никаких блогеров вообще. Любых: ни с альтернативным мнением, ни с прогосударственным, - отметил Игорь Тур. - Я знаю, что, когда мои коллеги с государственного телевидения что-то говорят в эфире, они обязаны ответить за каждое слово, а каждая написанная строчка влечет перед этим колоссальный объем работы. При всем уважении к любому блогеру, говорящему что угодно: от ругающего власть до хвалящего ее. Нет ответственности. Он может просто где-то краем уха услышал, недослышал чего-то. Поэтому я не доверяю информации в достоверности, которой не уверен абсолютно. Я все-таки традиционалист, что касается СМИ".
При этом политобозреватель признался, что ведет социальные сети, размещая там информацию, которая не столь актуальна для телеэфира. "Когда ты что-то постишь часто в социальной сети, то у тебя формируется некая своя аудитория, которой интересны твои взгляды на совершенно все вопросы текущей повестки. Ты не будешь выносить некоторые темы в эфир государственного телевидения, которые не являются системообразующими. Эфирное время дорого и там все-таки ответственности больше", - подчеркнул он.
Блогеры часто играют на том, что волнует многих, особенно в регионах: дороги, нехватка талончиков к врачу и так далее, - при этом не предлагая никаких конструктивных решений или даже не пытаясь разобраться в проблеме.
"Мы говорим о блогерстве, да, нужно идти в ногу со временем и быть в тренде, но никогда нельзя в абсолют возводить ту же яму во дворе и считать, что рупором общественного мнения может быть какой-нибудь пускай и супер талантливый пользователь социальных сетей 18-летний, который должен обозначать молодежные проблемы, - дополнил директор Института социологии НАН Беларуси Николай Мысливец. - Мы сами должны определять и диктовать правила игры. Безусловно, важна роль средств массовой информации, районных, городских газет, вне всякого сомнения. Есть те, кто определяет повестку. То есть все-таки не блогер. Да, пускай где-то он может быть предметом общественного интереса, но никто не отменял разумный, взвешенный подход. И если в результате поездок по каким-то районам или встреч с какими-то людьми, которые проводят газеты и не только, мы видим какие-то проблемы, то их просто нужно спокойно, терпеливо решать. Не делать из этого хайпа, не раскручивать эти проблемы. Модное - важно, но оно всегда приходящее, а то, к чему мы сейчас идем, - это результат нашего менталитета, наших усилий, нашего понимания. Поэтому в погоне за обновлением важно не увлечься, важно сохранить здравый смысл и понимать, что могут быть недостатки и объяснять их абсолютно нормально. Получается, что иногда те, кто действительно громче стучится в дверь кабинета, - мы на него равняемся. А может быть, где-то нужно осадить, приструнить этого человека. Здравый смысл никто не отменял, поэтому мы им должны руководствоваться и дальше".
Главред "Гродзенскай праўды": люди стали гурманами и научились выбирать проверенную информацию
Люди уже стали гурманами и научились выбирать качественную и проверенную информацию, заявила в проекте БЕЛТА "Страна говорит" главный редактор газеты "Гродзенская праўда" Лилия Новицкая.
Участники проекта обсудили актуальные направления развития СМИ, в том числе говорили и о различных исследованиях на данную тему. Так, институт социологии провел социсследование на тему "Факторы и условия повышения доверия населения Беларуси к национальным СМИ". Социологические опросы населения страны проводились в октябре 2021 года и сентябре - октябре 2022 года. Метод исследования - анкетный опрос по месту жительства респондентов. Объект исследования - население Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше. Опрос проводился во всех областных центрах страны, г. Минске, районных и городских сельских населенных пунктах. Для достижения целей исследования использовалась республиканская случайная многоступенчатая квотная выборка. Объем выборочной совокупности: 2021 год - 1501 респондент (ошибка выборки ±2,5%), 2022 год - 1341 респондент (ошибка выборки ±2,7%).
В частности, респондентам предлагалось ответить на вопрос: какие источники информации для вас являются основными? В итоге на первом месте разместилось телевидение, на втором - интернет-ресурсы (сайты, порталы), на третьем - социальные сети. Причем телевидение с 47,4% в 2021 году поднялось до 60,2% в 2022-м. Между тем интернет-ресурсы (сайты, порталы) потеряли свои позиции с 54,3% до 51,3% соответственно.
Как отметил директор Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Николай Мысливец, у белорусов обеспечена продовольственная безопасность, но нужно теперь задуматься о том, что у них в голове. "У нас сейчас 150 сортов колбасы в каждом магазине. Людей перекормили, нужно думать, что в голове происходит, - подчеркнул он. - И не пытаться догонять кого-то, а четко проводить свою линию, потому что я полагаю, что мы, безусловно, знаем и понимаем намного больше, чем те популистские какие-то лозунги, слова, призывы, которые там откуда-то звучат. Поэтому спокойно работать, взвешено, конструктивно, опираясь на имеющиеся опыт, знания и социальный капитал, который есть".
Социсследование: около 90% белорусов ежедневно пользуются интернетом
Около 90% белорусов ежедневно пользуются интернетом. Об этом в проекте БЕЛТА "Страна говорит" рассказал директор Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент Николай Мысливец.
Практически каждый день пользовались интернетом 88,4% белорусов в 2022 году (91,4% - в 2021 году). При этом потребителями контента виртуального пространства являются 71,7% пенсионеров, 90,8% работающих и 99% обучающихся. Несколько раз в неделю интернетом пользовались 8,3% (6,3% - в 2021 году), раз в неделю 1,3% (1% - в 2021 году) опрошенных.
Респондентам также предлагалось ответить на вопрос, какими интернет-источниками они чаще всего пользуются. Интернет-порталы и сайты использовали 45% белорусов в 2021 году и 33,5% в 2022-м. Вдвое возросло использование мессенджеров (с 12,5% до 21,1%), а популярность социальных сетей осталась практически неизменной (38,1% в 2021 году, 37,9% в 2022 году).
Институт социологии провел исследования на тему "Факторы и условия повышения доверия населения Беларуси к национальным СМИ". Социологические опросы населения страны проводились в октябре 2021 года и сентябре - октябре 2022 года. Метод исследования - анкетный опрос по месту жительства респондентов. Объект исследования - население Республики Беларусь в возрасте 18 лет и старше. Опрос проводился во всех областных центрах страны, Минске, районных и городских, сельских населенных пунктах. Для достижения целей исследования использовалась республиканская случайная многоступенчатая квотная выборка.