Сезон близко. Какие новшества ожидают велосипедистов и самокатчиков

- Денис Владимирович, средства персональной мобильности не так давно вошли в повседневную жизнь минчан. Сам термин официально закреплен в новой редакции ПДД, которая вступила в силу в октябре 2022 года. Что вызывает обеспокоенность со стороны Госавтоинспекции?
- С учетом той работы, которую проводит столичная Госавтоинспекция совместно с Мингорисполкомом, СПМ и передвижение на велосипедах становятся все более популярными. Безопасность дорожного движения зависит от соблюдения правил всеми участниками - как пешеходами на средствах персональной мобильности, так и велосипедистами, водителями. Аварии в основном происходят при переезде пешеходных переходов - регулируемых или нерегулируемых, при повороте направо или налево, на выездах с дворовых территорий, где идет пересечение основного хода магистральной улицы с велодорожкой либо тротуаром, по которому передвигаются в установленном порядке в том числе велосипедисты.
"За год проехали 4,5 млн км". В Минске растет популярность средств персональной мобильности
- Расскажите подробнее об инициативе. Когда стартовал "пилот", какие мероприятия включает?
- У нас есть свод правил, утвержденных решением Мингорисполкома, который вовлеченные организации исполняют в целях безопасности движения и надлежащего содержания средств персональной мобильности, расположенных в городе. Введены ограничения скоростного режима для шеринговых самокатов. На отдельных участках разрешена скорость до 15 км/ч и до 20 км/ч, в оставшейся части города она по действующим ПДД не должна превышать 25 км/ч. Определены зоны запрета движения и парковки, которые после установки там соответствующих запрещающих дорожных знаков также распространяются на личные самокаты, моноколеса и иные СПМ. Интенсивность пешеходного потока не везде позволяет безопасно эксплуатировать их с учетом присущих им характеристик. В прошлом сезоне в определенное время суток ограничения действовали в парках и скверах, на некоторых улицах и площадях. Пилотный проект стартовал в прошлом году. Все меры, которые принимались, заранее оговаривались с шеринговыми компаниями.
- Какие новшества стоит ожидать? Знаю, что определены сроки, когда можно воспользоваться средствами персональной мобильности на условиях шеринга: с 15 марта по 15 ноября. Почему выбраны эти даты?
- В нынешнем сезоне продолжим внедрять те решения, которые положительно восприняты самими организациями и гражданами. С учетом опыта прошлого года, обратной связи с пользователями сервисов будем вносить некоторые изменения в части оптимизации зон скоростных режимов: где-то добавим, где-то уберем. В частности, анонсировали ограничение движения в районе площади Якуба Коласа и располагающихся рядом пешеходных зонах. Там не везде комфортно пешком пройти. Есть альтернатива проезда по противоположной стороне проспекта.
Чат-бот для решения вопросов с парковкой прокатных самокатов запустят в Минске
Еще одно новшество - создание чат-бота для оперативного решения вопросов, связанных с парковкой средств персональной мобильности. Граждане, подразделения, службы города могут проинформировать, если СПМ мешают содержанию, уборке улично-дорожной сети, создают неудобства жителям. Организации быстро отреагируют и исправят ситуацию. Чат-бот планируется запустить в начале сезона - ориентировочно апреле-мае, когда погодные условия и среднесуточная температура позволят комфортно использовать средства персональной мобильности.

- Будут ли изменения для велосипедистов в новом сезоне?
- Ежегодно велосипедная инфраструктура совершенствуется: открываются новые маршруты, появляются дополнительные велопереезды, обозначения. Реализовываются новшества в части соединения микрорайонов, магистральных велодорожек или совмещенных пешеходных дорожек. В этом сезоне планируем очередную корректировку некоторых популярных веломагистралей. Одна из них расположена по пр. Победителей. Обустроим велодорожки по обе стороны проспекта - кроме магистральной, которая идет вдоль реки Свислочь. Максимально приведем территорию в надлежащее по нормативам состояние и по ширине, и по безопасным велопереездам. Учитываем места пересечений с проезжей частью, остановки общественного транспорта. Соответственно обозначим дорожными знаками, разметкой, чтобы разграничить пространство.
Движение по некоторым популярным веломаршрутам в Минске планируется скорректировать
Изменения, как и в прошлом году, будут обсуждаться совместно с Мингорисполкомом на заседаниях рабочей группы по развитию велодвижения. Внесем свои предложения и по велодорожкам, которые возможно обустроить на проезжей части при проведении работ по замене асфальтобетонного покрытия. Исходим из условий интенсивности движения транспортных средств, популярности направлений у велосипедистов и пользователей СПМ. Сейчас говорить о конкретных участках преждевременно. Ориентируемся на комплексный подход, чтобы обеспечить безопасность движения, снизить аварийность.

- Сколько ДТП с участием электросамокатов и иных средств персональной мобильности, велосипедистов произошло в 2023 году?
- За 2023 год у нас было 19 ДТП, в которых получили травмы пешеходы, передвигающиеся на средствах персональной мобильности. Если сравнивать с 2022 годом, то это всего на 18% больше. Здесь нужно учитывать, что минчане стали чаще ездить на СПМ, а также либерализацию действующего законодательства, которое разрешило не спешиваться на регулируемых, нерегулируемых пешеходных переходах вне зависимости от наличия велопереездов, велодорожек.
В ГАИ Минска рассказали, сколько в 2023 году произошло ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов
Всего в Минске в 2023 году произошло 202 ДТП с участием пешеходов, из них меньше 10% - с участием пешеходов на СПМ. Также зарегистрировано 59 ДТП с участием велосипедистов (в 2022-м - 47). Наезды двухколесного транспорта на пешеходов не относятся к категории ДТП. По тем сведениями, которые поступили из всех возможных источников (органы Следственного комитета, подразделения МВД, которые проводили проверки по случаям травмирования, комитет по здравоохранению Мингорисполкома), имеем информацию о 1198 таких происшествиях, в результате которых причинен вред здоровью и имуществу граждан. В 1178 случаях пострадавшие получили телесные повреждения различной степени тяжести: 836 (71%) - легкой, 317 - средней (почти 27%), 48 - тяжелой (4%). В результате падения с велосипеда один человек погиб.
За невыполнение требований действующего законодательства в области эксплуатации СПМ в прошлом году привлекли к административной ответственности свыше 3 тыс. граждан. Будем и дальше работать над сокращением аварийности, объяснять пользователям средств персональной мобильности правила дорожного движения, чтобы они не подвергали опасности свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье других людей.
https://www.belta.by/