Россия или США. Почему попытки Казахстана одновременно двигаться в противоположных направлениях могут привести к катастрофе, рассуждает политический обозреватель Юрий Уваров
Но Нурсултан Абишевич, как очень опытный политик, умел лавировать между Россией и Западом не только без ущерба для Казахстана, но и получая от этой позиции порой некоторые преференции
с обеих сторон.
Дружба с Западом
С приходом Токаева ситуация изменилась. В новых реалиях, судя по происходящему, и Россия, и Запад давление усилили. Россия – ближайший сосед. Экономики двух стран, несмотря на постперестроечную тенденцию на разрыв экономических связей, все еще достаточно сильно взаимосвязаны. В Казахстане проживает немало русскоязычного населения. Россия спасла Токаева в период бунта. Доводить отношения до конфликта казахстанское руководство точно не заинтересовано. Напомню, что сразу после инаугурации в ноябре 2022 года Токаев вылетел в Москву. Это хороший знак. По здравой логике обе стороны должны стремиться к братскому союзу. Но, к сожалению, этому мешает дружба Казахстана с Западом. А здесь стимулов для тесных отношений, если не больше, то уж точно они весьма важные. После распада СССР на Казахстан, как и на другие постсоветские республики, была накинута жесткая удавка международных финансовых институтов. Добыча ресурсов, многие стратегические предприятия сегодня в руках «инвесторов». И еще не менее важный момент – вся казахская «элита» имеет счета в западных банках. И денег там столько, что можно заполнить бюджет этой республики на несколько лет вперед. Понятно, что средства эти добыты отнюдь не «честным и непосильным трудом». Они украдены у народа Казахстана. Поэтому каждый обладатель счета на крючке. В любое время западные хозяева могут прекратить красивую жизнь любого казахстанского чиновника. А это, как вы понимаете, мощный символ для «братской любви» с Западом. Следствием этой политики стала безоговорочная поддержка Казахстаном де-факто антироссийских санкций.Борьба за Казахстан
Сегодня фиаско Запада в противостоянии с Россией видно все отчетливее. Но даже в агонии Запад не теряет надежды уничтожить Россию. Помимо Украины готовят два новых фронта. Один – со стороны Польши и Прибалтики, второй – со стороны Кавказа и Центральной Азии. Принципиально не разделяю здесь Кавказ и Центральную Азию. Здесь они выступают как целое. И главные игроки в этом антироссийском шабаше – Казахстан и Азербайджан. Все это происходит не столько под прямым давлением Запада, сколько по инициативе заклятого друга России – Турции. Эрдоган давно вынашивает планы создания Великого Турана, который он мечтает возглавить. Работа эта идет давно и системно. Некоторые проблемы создавала Армения, но ее ловко вывели из игры, поставив во главе прозападного Пашиняна. Теперь в планах апологетов пантюркизма – захват под любым предлогом Зангезурского коридора. И тогда Турция де-факто получает выход к морю и центральноазиатским республикам. Запад это всячески поощряет, надеясь, что новое государство или конфедерация станет мощной АнтиРоссией.Но пока эти далеко идущие планы постепенно реализуются, и Россия, и Запад в рамках глобальной борьбы за Казахстан пытаются реализовывать свои локальные программы. Весной минувшего года у российских перевозчиков стали возникать проблемы на казахстанской границе при доставке параллельного импорта. Фактически Казахстан перекрыл границу для транзита. Это началось сразу после визита Блинкена в Астану.
В июле минувшего года таможня Казахстана не просто изъяла партию 14 БПЛА DJI AgrasT30, перевозимых из Киргизии в Россию, а фактически экспроприировала их. Стоимость всей партии – 17 миллионов рублей. «The Washington Post» назвала эту пакость казахстанкой таможни геополитической победой США.
Красивые слова о «братстве»
Как известно, уже вторую зиму в Казахстане происходят серьезные аварии систем теплоснабжения. В некоторых городах десятки домов оставались без тепла в лютые морозы. Причина ситуации проста: «инвесторы» много лет снимали сливки, не вкладывая в реконструкцию и развитие ни копейки. В результате многие ТЭЦ, а также магистральные и внутриквартальные тепловые сети пришли в негодность. Проблемы возникали с электричеством и водоснабжением. Россия предложила строительство АЭС. Предложение было принято с огромным энтузиазмом. В феврале прошлого года подписан договор о намерениях. А уже в июле глава казахстанского инвестиционного холдинга «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов стал говорить, что появились большие вопросы по экологичности проекта и, главное, вдруг казахстанскую сторону перестала устраивать цена.На сегодняшний день мы видим, что есть вопросы, связанные с местом расположения АЭС. Нам необходимо понять, а также определиться с местом, так как есть ряд требований, в том числе по воде, экологии.
Стоимость станции исчисляется миллиардами долларов, возможно, десятками. Чтобы эта АЭС окупилась, какой должен быть тариф? Потянем ли мы, как государство, такой тариф? Опять же мы пользуемся светом, заряжаем сотовые телефоны, выходим в интернет, смотрим телевизор. И если завтра мы, допустим, построим АЭС, то какая будет стоимость электроэнергии? Здесь нужно все факторы брать в расчет. Нам необходимо понять, готовы ли мы позволить себе это недешевое удовольствие.
Чем вызвана столь резкая перемена настроений? Вопрос риторический.
И проблемы есть не только в сфере экономики. Руководство казахстанского Министерства обороны недавно предложило отказаться от российского вооружения и начать переход на западные образцы. Казахстан уже заключил с Турцией контракт на закупку бронетехники на 4,4 миллиарда долларов.
Русофобия также приобретает небывалые масштабы. Меня шокировало видео, где один казахский подросток избивает русского старика за отказ встать перед ним на колени, а второй снимает это на видео. Таких случаев сотни, если не тысячи. Да, наказывают. Но наказывают единицы. Вся эта чертовщина, разумеется, инспирирована США.
Несмотря на то, что российское руководство не выходит за рамки корректности, реакция на недружественные шаги есть. В Казахстане есть проблемы с пресной водой. Руководство Казахстана обратилось в Москву с просьбой помочь. В частности, речь шла о возможности получения пресной воды из Оби. При этом казахстанская сторона хотела получить эту помощь безвозмездно, под красивые слова о «братстве». Но получила ответ, что проект может быть реализован только на рыночных условиях.
В прошлом году Россия одержала серьезную победу над Западом на казахстанском направлении. Одно из крупнейших месторождений урана в мире перешло под контроль «Росатома».
Как только Казахстан стал явно демонстрировать недружественные жесты, начались и проблемы вокруг Каспийского трубопроводного консорциума. В него наряду с иностранными компаниями входят Казахстан и Россия. За транзит нефти Казахстан получал немалые деньги. Но в минувшем году потерял более 500 миллионов долларов. То шланги сплелись на новороссийском участке трубопровода, то Россия наложила на Казахстан штраф за нарушение экологии на несколько миллиардов рублей. Потом под водой вдруг обнаружили мины времен Великой Отечественной войны. В итоге перекачку нефти временно приостановили.
В минувшем году Москва вместе с Пекином, Душанбе, Бишкеком и Ташкентом приступила к строительству Южного транспортного коридора в обход Казахстана. А ведь на этом транзите Казахстан мог стабильно иметь немалый доход.
Идет достаточно непростая геополитическая игра. Досадно то, что происходит это на территории некогда единого государства.
Юрий УВАРОВ
Фото:БЕЛТА