Патриарх советской дипломатии. К 115-летию со дня рождения Андрея Громыко

Общество 18 июля 24 355
Патриарх советской дипломатии. К 115-летию со дня рождения Андрея Громыко
Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения советского государственного деятеля, дипломата, министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко.

Родился Андрей Громыко 18 июля 1909 года в деревне Старые Громыки Гомельского уезда Могилевской губернии Российской империи (ныне Ветковский район Гомельской области Беларуси).

Образование и становление будущего дипломата

После окончания 7-летней школы Громыко учился в профессионально-технической школе в Гомеле, затем - в Староборисовском сельскохозяйственном техникуме, был секретарем сельской комсомольской организации. В 1931 году 22-летний Андрей Громыко стал членом Всесоюзной коммунистической партии и сразу был избран секретарем партийной ячейки.

В 1931 году будущий дипломат стал студентом Белорусского государственного института народного хозяйства, где познакомился со своей будущей женой Лидией Дмитриевной Гриневич, тоже студенткой. В 1932 году у них родился сын Анатолий, в 1937 году - дочь Эмилия.

После окончания двух курсов Громыко был назначен директором Каменской сельской школы (деревня Каменка Дзержинского района Минской области). Институт молодой директор окончил уже заочно.

По рекомендации Центрального комитета компартии Беларуси Андрей Громыко вместе с несколькими товарищами приняли в аспирантуру при Академии наук БССР, где готовили экономистов широкого профиля. В 1934 году он как один из лучших студентов был переведен в Москву.

После защиты в 1936 году кандидатской диссертации по сельскому хозяйству США Громыко направили в Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина в качестве старшего научного сотрудника. В этот период Андрей Андреевич Громыко углубленно изучил английский язык.

В конце 1938 года Андрей Андреевич стал ученым секретарем Института экономики Академии наук СССР. Молодого и перспективного ученого планировалось направить в Дальневосточный филиал академии.

Помимо работы в Институте экономики Громыко много занимался самообразованием. Андрей Андреевич продолжал изучать экономическую науку по материалам советских и иностранных изданий, штудировал английский язык, читал лекции рабочим и колхозникам. Громыко участвовал в соревнованиях по стрельбе и даже получил значок "Ворошиловский стрелок". Он также пытался поступить в авиационное училище и стать военным летчиком, однако не был принят по возрасту.

Стремительное развитие дипломатической карьеры

Дипломатическая карьера Андрея Громыко развивалась стремительно. В начале 1939 года Громыко пригласили в комиссию ЦК партии. Комиссия подбирала из числа коммунистов новых работников, которые могли бы быть направлены на дипломатическую работу.

В мае 1939 года Громыко заведовал Отделом американских стран НКИД. Осенью того же года в карьере молодого дипломата начался новый этап. Он был назначен советником при полномочном представительстве (с 1941 года - посольство) СССР в США. Неформальным наставником, который должен был передать молодому дипломату недостающие знания, был генерал-лейтенант Александр Васильев.

В начале 1943-го Андрей Андреевич заменил посла СССР в США Максима Литвинова и находился на этом посту до 1946 года. Одновременно он являлся посланником СССР на Кубе. Громыко активно занимался подготовкой Тегеранской, Потсдамской и Ялтинской конференций. В двух последних, состоявшихся в 1945 году, сам принимал участие лично.

С 1946 года в течении двух лет Громыко занимал пост постоянного представителя СССР при ООН. Примечательно, что Андрей Громыко оказался первым советским дипломатом, которому доверили этот пост. Кроме того, с 1946 по 1949 год Андрей Андреевич занимал должность заместителя министра иностранных дел СССР. Уже в те времена американский журнал Time отмечал "умопомрачительную компетенцию" Громыко.

Однако в этот период политик допустил серьезный промах, стоивший ему должности. Не согласовав с властями, по настоянию Минфина и Госплана подписал межгосударственное соглашение между СССР и КНР о курсе рубля и китайской валюты. Этот эпизод послужил причиной для снятия Громыко с должности. С июня 1952 по апрель 1953 года Андрей Андреевич являлся послом в Лондоне.

В марте 1953 года Громыко вновь был назначен на должность 1-го заместителя министра иностранных дел СССР.

В феврале 1957 года Андрей Громыко стал министром иностранных дел СССР.

28 лет во главе Министерства иностранных дел СССР

На посту министра иностранных дел Советского Союза Андрей Громыко прослужил беспрецедентно долго - 28 лет и 5 месяцев. К несомненным достижениям во время его службы на этом посту можно отнести важнейшие и успешные переговоры по контролю над гонкой обычных и ядерных вооружений. На счету Громыко также урегулированный Карибский кризис и тяжелейшие переговоры с американским президентом Джоном Кеннеди. Он организовывал подписание ряда ключевых международных договоров в сфере разоружения и ограничения вооружений, содействовал созданию ОБСЕ.

В 1970 году значительный вклад министр иностранных дел СССР внес в разработку текста и подготовку подписания Московского договора между Советским Союзом и ФРГ, ключевой частью которого являлся пункт о "незыблемости границ" в послевоенной Европе. Так, при деятельном участии Громыко были закреплены восточные границы ФРГ, сложившиеся после Второй мировой войны.

Также на долю Андрея Андреевича выпало проведение ряда сложных переговоров в США и ООН, для чего он неоднократно летал за Атлантику. Больше всего Громыко любил вести переговоры с американскими дипломатами - методика ведения таких переговоров была тщательно обдумана и не раз отработана им на практике. За 28-летнюю карьеру министр иностранных дел СССР ни разу не наносил визиты в Африку, Австралию и Латинскую Америку (за исключением Кубы). В Индии побывал всего один раз.

Громыко принял непосредственное участие в подготовке 22-30 мая 1972 года первого за всю историю советско-американских отношений официального визита президента США в Москву, подписании в ходе встречи Брежнева и Никсона Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договора по ПРО), Временного соглашения между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Основ взаимоотношений между СССР и США.

Также Андрей Андреевич подготовил первый официальный визит советского лидера в США, который проходил 18-26 июня 1973 года, где Брежнев подписал с Никсоном соглашение о предотвращении ядерной войны, неприменении ядерного оружия, Договор о сокращении стратегических вооружений.

Кроме того, министр иностранных дел СССР стал первым советским государственным деятелем, который совершил официальный визит в Италию (апрель 1966 года) и встретился с Папой Римским. Их первая беседа произошла в Нью-Йорке, на заседании ООН в 1965 году. Затем Павел VI 4 раза принимал Громыко в Ватикане.

С марта 1983 года Андрей Громыко одновременно являлся первым заместителем председателя Совета Министров СССР. Он пробыл на этом посту до июля 1985 года.

В должности министра иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко проработал до июля 1985 года и стал символом советской внешней политики.

В июле 1985 года Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета СССР и оставался на этом посту до осени 1988 года, когда был освобожден от должности в связи с состоянием здоровья.

Вскоре после отставки вышли в свет его мемуары "Памятное" (первая книга). Работу над воспоминаниями Громыко вел с 1979 года. Первое русское издание мемуаров тиражом 200 тыс. экземпляров быстро разошлось, и вплоть до 19 июня 1989 года Громыко вел доработку второго издания. В 1990 году вышла вторая книга, в этом же году мемуары были в целом опубликованы и на английском языке в британском издательстве Hutchinson.

Стиль ведения переговоров

Современники называли Андрея Громыко опытнейшим дипломатом. Его манера вести переговоры вызывала восхищение у соотечественников и немалое раздражение у противоположной стороны. Андрей Андреевич начинал переговоры только после тщательной подготовки, основательно вникнув в суть дела. Одним из важных подготовительных этапов, по его мнению, был подбор материалов к переговорам. Этим он занимался всегда самостоятельно, чтобы быть в курсе важных деталей в любой момент дискуссии. Избегая импровизаций, Громыко следовал заранее составленному им самому себе плану. Андрей Андреевич был склонен к затяжным переговорам. Мог вести их несколько часов, никуда не торопясь, при этом ничего не упуская из виду и из памяти. На столе перед Громыко находилась папка с директивами, однако Андрей Андреевич открывал ее в редких случаях, только если речь шла о технических подробностях или требовалось свериться с цифрами. Остальную необходимую информацию Громыко держал в уме, что выгодно отличало его от визави.

Помимо этого, накануне визита Громыко тщательно изучал личность и биографию своего партнера по переговорам, стремясь понять его метод ведения разговора и манеру полемизировать. Громыко неплохо владел английским языком, однако всегда настаивал на переводе. Таким образом Андрей Андреевич выигрывал дополнительное время для размышлений и обдумывания ответа.

Профессиональное кредо Громыко сформулировал так: "Вот когда получите половину или две трети того, чего у вас не было, - тогда можете считать себя дипломатом". По воспоминаниям дипломата и советника министра Ростислава Сергеева, за неуступчивую манеру вести дипломатические переговоры западные коллеги зачастую называли Громыко "Мистер Нет". Сам Громыко отмечал по этому поводу: "Я их "No" слышал гораздо чаще, чем они мое "Нет". Девиз всей его дипломатической деятельности звучал так: "Лучше 10 лет переговоров, чем 1 день войны".

Андрей Андреевич Громыко - дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1979). Награжден семью орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Отечественной войны I степени, медалями. Имел также иностранные награды.

В официальной биографии, изданной в 2002 году МИД России, говорится о больших заслугах Громыко перед советским государством, о том, что он снискал уважение даже у своих политических оппонентов, а в дипломатических кругах Громыко называли "патриархом дипломатии".

Образ жизни и увлечения

Громыко придерживался внешне весьма сурового стиля поведения, однако, по свидетельствам коллег, внутренне не был злым человеком, нередко снисходительно и великодушно прощал ошибки. Андрея Андреевича сравнивали с машиной, его повседневная жизнь была доведена до автоматизма. Знавшие Громыко дипломаты и работники советских спецслужб отмечали, что по складу характера Андрей Андреевич был весьма замкнутым во всем, что касалось его личной жизни.

Громыко вел размеренный образ жизни, был предельно организованным человеком, "в одно и то же время просыпался, одно и то же ел", каждое утро делал зарядку с гантелями, тщательно следил за собой и за своим здоровьем. Увлекался охотой, плаванием. Был страстным книголюбом, преимущественно читал историческую литературу. Коллекционировал ружья, картины русских художников-реалистов. Андрей Андреевич любил песни военных лет, в особенности песню "Темная ночь", которую называл "целой философской поэмой"; трагедию Шиллера "Мария Стюарт", американский фильм "Унесенные ветром".

В быту Громыко был неприхотлив, отдавая предпочтение простой пище, которую он называл "солдатской" (часто это была гречневая каша с молоком), перед сном обычно выпивал стакан крепчайшего чая с сушками и вареньем. Незадолго до смерти дал сыну совет, которому сам следовал всю жизнь: "Никогда нельзя унывать. Даже в мои годы я не чувствую себя стариком. Физически люди умирают, а духовно - никогда. Надо верить".

Память о "патриархе советской дипломатии"

Андрей Андреевич Громыко умер 2 июля 1989 года от осложнений, связанных с разрывом аневризмы брюшной аорты. "Патриарха дипломатии" хотели похоронить у Кремлевской стены, однако он сам завещал похоронить его на Новодевичьем кладбище. Примечательно, что это были последние государственные похороны, когда речь шла о Кремлевском некрополе, с тех пор вопрос о похоронах на Красной площади больше никогда не поднимался.

Память о выдающимся политическом деятеле жива и в наши дни. В городе Ветке Гомельской области его имя носят центральная улица и средняя школа №1. Одна из экспозиций в школьном музее посвящена выдающемуся дипломату.

В Гомеле городской сквер носит имя дипломата, там же установлен бронзовый бюст А.Громыко.

18 июля 2009 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь ввело в обращение почтовую марку "100 лет со дня рождения А.А.Громыко".

В феврале 2017 года один из ранее безымянных островов Большой Курильской гряды решением правительства России получил имя Андрея Громыко.

Осенью 2022 года в Могилеве был открыт Центр евразийских исследований имени А.А.Громыко.
https://www.belta.by/
Добавление комментария
CAPTCHA
*