Виктор Ватыль: «Референдум – реальный механизм прямого совета власти с народом»
– В стране идет активная подготовка проекта обновления Конституции. В столице и регионах прошли диалоговые площадки, была создана и вела активную работу Конституционная комиссия. К проектной разработке подключились профессиональные юристы и управленцы. В рабочем графике Президента вопрос конституционных изменений – один из постоянных и главных. В обществе наблюдается повышенный запрос на достоверную информацию о различных сторонах конституционной реформы. Одной из таковых является референдум, рассматриваемый как механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам общественной и государственной жизни.
Референдум в переводе с латинского означает «то, что должно быть сообщено». Появившись в форме плебисцита в Римской республике и вечевых собраний в Пскове, Новгороде и Киеве, дополненный в 14 веке в швейцарском кантоне Берн, усовершенствованный в 19 столетии в Швеции, референдум основательно вписался в современную политическую историю, теорию и практику.
По своей политической сути референдум является значимой формой непосредственной демократии, через которую граждане напрямую выражают свою волю и держат обстоятельный совет с властью. В результате появляется легитимная основа для принятия нового конституционного общественного договора между государством и гражданами. А референдум как правовая процедура представляет собой голосование граждан по актуальным темам жизни общества и государства. Голосование проводится тайно посредством бюллетеня, в котором сформулированы вопросы референдума и варианты ответа.
В суверенной Беларуси референдумы проводились трижды: в 1995, 1996 и 2004 годах. На первом из них одним из центральных вопросов всенародного обсуждения стало предложение об изменении государственной символики. Более двух третьих голосовавших отдали предпочтение новым флагу и гербу, которые по своему цвету и композиции отразили понимание социального назначения государства и ценностно-мировоззренческие предпочтения большинства населения страны. Второй референдум касался двух ветвей власти – президентской и парламентской. Для прекращения кризисной ситуации в августе 1996 года Александр Лукашенко предложил вынести на народный суд вопрос об изменениях и дополнениях в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Более 70 процентов голосовавших поддержали предложение Президента. Третий референдум стал тем народным плебисцитом, в котором большинство граждан разрешили действующему Президенту вновь участвовать в выборах, тем самым выразив доверие к курсу на устойчивое и поступательное развитие Беларуси.
Четвертый референдум предполагается провести в феврале 2022 года. Возникшая необходимость совета власти с народом обусловлена как усилением борьбы ведущих держав за передел мира и обострением международных отношений, так и явно обозначившимся внешним вмешательством во внутренние дела нашей страны. Главной целью приближающегося плебисцита станет продолжение курса на суверенное независимое и устойчивое государственное развитие. Основным механизмом – эволюционное постепенное и правовым образом оформленное изменение системы власти и управления на всех уровнях. Определяющим ресурсом – единство общества и консолидация системных усилий для достижения стратегических рубежей.
https://grodnonews.by/