«В Германии молодежь растет без уважения к родителям и любви к своей Родине». Почему многодетная семья из Германии выбрала Беларусь страной для жизни
Об этом узнали корреспонденты «Гродзенскай праўды».
Корреспонденты «Гродзенскай праўды» побывали в гостях у иностранцев в деревне Дубница под Гродно.Глава семейства Владимир Анзельм встретил нас у ворот, первым делом извинился за то, что не «при параде», пояснив, что с утра до вечера задействован на стройке. Семья еще обживается и делает ремонт в своем новом просторном доме, о котором в Германии они могли только мечтать. Владимир с гордостью представляет свою супругу Нелли и детей: 18-летнего Артура, 15-летнего Артема, 9-летнюю Лизу, 6-летнего Глеба и 4-летнего Богдана (два старших сына от первого брака. – Прим. авт.). В семье ждут прибавления: вот-вот Нелли родит, по прогнозам врачей, мальчика.
Запала в душу
Владимир впервые побывал в Беларуси лет двадцать назад, когда приехал сюда со своим родным братом в гости к друзьям в деревню Дубница Гродненского района.– Мой брат заядлый охотник, он приезжал в Беларусь на охоту, я любитель, иногда составлял ему компанию. Познакомил меня со своими белорусскими товарищами, у меня тоже с ними завязалась дружба. Настолько мне эта белорусская деревушка залегла в душу. Такое ощущение было, что я здесь родился и вырос. Через некоторое время привез сюда супругу, ей тоже очень понравилось. Купили участок в Дубнице, поначалу планировали построить на нем небольшой домик, чтобы иногда просто приезжать отдыхать сюда, наслаждаться спокойствием и красотой природы. Но потом начали подумывать над тем, чтобы переехать в Беларусь навсегда, – рассказывает глава семейства и подчеркивает, что окончательное решение в пользу нашей страны приняли, когда в Германии начались постоянные локдауны из-за коронавируса.
И в августе прошлого года семья оставила немецкий город Фрайбург и переехала в белорусскую деревню Дубница, хотя здесь еще велось строительство. Сегодня дом построен, осталась внутренняя отделка. В будущем супруги планируют завести хозяйство. Уже построили конюшню, пока там одна лошадь, начали разводить индоуток, кур и даже павлинов.
– В Германии мы жили в квартире и мечтали о своем доме, большом участке земли, чтобы выращивать натуральные продукты. Но там это мы вряд ли осуществили бы. К частному дому выделяется всего 3-4 сотки земли, очень много предписаний, которые ограничивают хозяев практически во всем. Там такой свободы на своей земле нет, как в Беларуси.
В Синеокой комфортнее
Супруги уже успели сравнить жизнь в двух государствах. Говорят, разница существенная. В Синеокой им намного комфортнее.– В Германии совсем другое законодательство, все грани стираются у молодежи, она растет без всякого уважения к родителям и любви к своей Родине. Нет таких замечательных баннеров, как в Гродно, с призывами любить Родину, уважать родителей, пожилых людей, – с воодушевлением говорит собеседник. – В Германии нет такого понятия, чтобы в трамвае или троллейбусе уступить место пожилому человеку. Вы не представляете, как я радовался, когда пару лет назад под Новый год приехал в вашу страну, везде – белорусские флаги, такая красота, подъем духа. В Германии такого нет, они свои флаги не достают, патриотизм только на словах.
От белорусской системы образования иностранцы в восторге. Дети уже отучились полный учебный год в сельской школе, эмоции только положительные.
– Образование великолепное. Когда я в первый раз зашел в сельскую школу, у меня, взрослого мужчины, слезы покатились. Поразило все – чистота, доброжелательное отношение преподавателей к детям, родителям, полноценное питание, а не гамбургеры. Заходишь в школу – сидит на вахте, условно назовем ее, баба Дуся, улыбнется, поздоровается. Все настолько душевно. Такого в Германии нет, там учитель провел урок – и все. Понял не понял, это никого не волнует. Дисциплины вообще нет. Ребенок может сидеть и кушать, может встать и уйти. Одним словом, балаган, а в Беларуси именно то, что нужно для воспитания здорового поколения. Мне как многодетному отцу это очень важно, – особо подчеркивает Владимир. – Правильно, что акцент делается на патриотическое воспитание, дети знают гимн, видят государственную символику. Да и уровень образования высокий. Химия, физика, математика – все предметы на высоте, в Германии об этом остается только мечтать. Здесь я часто общаюсь с учителями, они всегда на связи, родительские группы есть. В Германии так не принято.
Еще родителей беспокоил тот факт, что в Германии детям с младшего возраста внушают, что ЛГБТ – это нормально, а вот семейные традиции и ценности, наоборот, стираются. Владимир и Нелли против такого воспитания, они хотят растить детей, основываясь на традиционных ценностях. На тех, что и сами выросли. Нелли родом из России, Владимир – из Казахстана, оба с родителями в свое время переехали в Германию, где в будущем и познакомились. В целом Нелли прожила в Германии 22 года, Владимир – 26 лет.
– В Беларуси созданы все условия для жизни. Здесь можно вырастить детей трудолюбивыми, честными, справедливыми, добропорядочными. Мы хотим научить их, чтобы знали, что молоко не из магазина берется, а надо приложить много усилий, прежде чем тот или иной продукт попадет на прилавок, – подчеркивает Владимир и поясняет, что они сами с супругой с детства приучены к крестьянскому труду. – Наши дети работы не боятся. Артем больше по строительству, ремонту техники, Артуру нравится заниматься хозяйством. Они не в телефонах сидят, а клетки строят, наводят порядок на участке, помогают по ремонту. Главное, что я не заставляю, им это самим нравится. Я показываю им достойный пример.
К разговору подключается старший сын Артур. Признается, когда узнал, что семья собралась переехать в белорусскую глубинку, был не в восторге. И даже подумывал остаться у родственников в Германии.
– Думаю, куда их потянуло, зачем? – улыбается парень. – А потом приехал на каникулы, побыл и остался. В школу здесь меня уже определили, несколько месяцев проучился. Преподаватели замечательные, питание превосходное, уровень образования высокий, особенно математика. Хочу сказать, что это очень серьезный предмет, но мне не привыкать, у меня папа тоже любит предмет, я приучен, поэтому мне белорусский вариант больше нравится.
Семья уже успела сравнить и медицинское обслуживание в двух государствах. Говорят, в Германии врач не пытается вникнуть в твою проблему, помочь. В Беларуси, наоборот, создается ощущение, что твое здоровье медикам важнее, чем тебе самому. Нелли признается, что поначалу даже немного злилась, что к ней столько внимания – постоянные осмотры, обследования, анализы. Потом поняла, ей это просто непривычно. Троих рожала в Германии – со стороны медиков не заметила какого-то особого отношения. Сейчас собирается рожать в Беларуси и полностью доверяет здешней медицине.
Не стройте иллюзий
За год семья настолько привыкла к Беларуси, что о возвращении в Германию уже и мысли не допускают. Пока Владимиру периодически приходится туда ездить по работе:– Только пересеку границу, уже тянет обратно в Беларусь. Вот недавно был в Германии, слышал, что с октября снова планируют вводить жесткие антиковидные меры, которые и так до неузнаваемости изменили уклад жизни в Европе. Так что снова начнутся эти издевательства над людьми. Дети в масках, ПЦР-тесты, запреты, ограничения… Когда открыли границы и, так скажем, позволили уехать из Германии всем желающим, я был настолько рад. Счастлив, что мы уехали оттуда. Возвращаюсь в Беларусь – воздух другой, люди другие и атмосфера особая. Мы здесь видим уверенных в завтрашнем дне людей, которые не боятся трудностей, настоящие патриоты. Знаете, кулаки сожмут и говорят: мы выстоим, прорвемся и отсюда – никуда. Приятно такое слышать, когда душой болеют за Родину. Узнают, что мы из Германии, спрашивают, почему все туда рвутся. Говорю, что у людей не с чем сравнить.
По словам супругов, той сказочной жизни за рубежом, о которой рассказывают, уже давно нет. Мол, стоит слушать тех, кто прожил там не один год и знает ситуацию не понаслышке.
– Одно дело приехать в туристических целях на неделю-другую и совсем другое – прожить там долго. Можно возразить, что зарплаты разнятся. Да, они там выше, но и расходы аналогичные, – говорит Нелли. – Буквально за все надо платить. Я работала в торговой сфере завотделом, получала 1500 евро в месяц, но 1200 уходило на коммунальные услуги, интернет, налоги, 300 евро – детский сад, 140 евро – школа. Воспитание детей стало слишком дорогим удовольствием. Попробуй проживи один. 20 лет назад была совершенно другая Германия. Сейчас все кардинально изменилось, очень трудно там жить, пожилые люди и дети никому не нужны, никакой свободы слова. Из телевизора о происходящем в мире власть доносит только свою позицию, зомбируя граждан. Навязывают то, что в Беларуси плохо, а мы здесь видим совершенно противоположную картину.
По словам Нелли, по Германии она абсолютно не скучает, только по родным. Благо мама к ним наведывается в Дубницу, за год уже была пять раз. Сестра с семьей приезжает и тоже не прочь пустить корни в Беларуси. Кстати, отец Владимира также переехал в Беларусь и поселился на территории этого же сельского Совета.
Приезжайте – будем рады
Председатель Подлабенского сельисполкома Гродненского района Светлана Сорока уточняет, что в последние два года иностранцы все чаще выбирают белорусскую глубинку для переезда. И это радует.– Мы рады, что граждане из других государств переезжают к нам, отдают предпочтение сельской местности, когда говорят, что им здесь комфортно, спокойно и обратно не тянет. Конечно, такую инициативу мы поддерживаем, – говорит собеседница. – Ведь каждая семья, особенно многодетная – это будущее деревни. Владимир Анзельм приобрел участок со старым домом, снес его и построил новый, перевез сюда свою большую семью. Дети очень воспитанные, трудолюбивые, добрые. Сейчас они готовят документы для оформления вида на жительство. Еще одна семья из Германии купила участок со старым домом в нашем сельском Совете и построила новый, территорию привели в порядок. На постоянное место жительства переехала к нам также семья из Америки, кроме того, не так давно временную регистрацию оформила семья из России. Мы всегда рады приветствовать иностранцев на нашей белорусской гостеприимной земле. Поэтому, видимо, они к нам охотно едут.
Елена МИСЮКЕВИЧ
Фото:Дамира СТОЛЯРЧУКА