Солдаты Армии Крайовой о невинных жертвах – белорусских женщинах и детях. Материалы из протокола судебного заседания

Общество 21 апреля 21 1006
Солдаты Армии Крайовой о невинных жертвах – белорусских женщинах и детях. Материалы из протокола судебного заседания
Чтобы не ошибаться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.

Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои в борьбе с коммунизмом.

Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где кроются многие ответы.

В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесьздесьздесь и здесь.

Показания подсудимого Козловского (из протокола судебного заседания по делу Бурака С. и других, г. Лида, 4 ноября 1945 года):

«В члены пляцувки АК вступил 20 июня 1945 года, завербовал меня Тыркин, командир пляцувки...

1 июня 1945 года пришёл ко мне Тыркин, дал мне оружие и повёл к себе домой, в котором находились: Шешко, Бурак Станислав, Цидик Иван. После маленького совещания повёл нас в деревню Дайнова к дому, где жили две женщины-восточницы (то есть выходцы из Восточной или Центральной Беларуси –  прим.), сам он пошёл в хату, а нас оставил на улице охранять. Через некоторое время Тыркин вывел этих женщин, и мы все их повели в лес, где он их расстрелял, а мы, 4 человека, стояли на охране...

В июне 1945 года недалеко от деревни Дайнова, ехали мы по дороге и встретили одну женщину, которую Тыркин задержал и расстрелял. Это было днём. Женщина – русская, примерно 30 лет. Её закопали по приказу Тыркина посторонние. За что убили, я объяснить не могу...

В июле 1945 года мы сидели в засаде на дороге между деревнями Банцевичи и Рыловцы, но невооружённые. В это время шли две женщины, мальчик и девочка, которых Цидик задержал и оставил с нами, а сам пошёл к Тыркину, который выдал Цидику винтовку и приказал расстрелять их. Цидик приказание Тыркина выполнил...

В июле 1945 года я, Бурак Станислав, Цидик, Шешко и Тыркин поехали ночью в деревню Дайнова, где Тыркин задержал мальчика лет 10 или 12, отвёз в лес и убил.

В июле месяце 1945 года в деревне Бельские Тыркин задержал на улице мальчика лет 13 или 15, которого отвёз в лес и расстрелял, после этого мы отправились в деревню Кульбаки за самогоном. Там мы встретили женщину, которую также расстреляли. Она была восточница.

В июле 1945 года Тыркин выдал оружие мне и другим, и мы поехали в деревню Карелы, где Тыркин взял хозяйку одного дома, отвёз её в лес и расстрелял, после чего возвратился и всё хозяйство её забрал на подводу: убитую свинью, 7 овец, корову, лошадь... »

Показания Шешко, состоявшего в одной пляцувке с Бураком и героем Армии Крайовой Тыркиным: «весной 1944 года я вступил в пляцувку, которую возглавлял «Кудош». Принял присягу, и для конспирации мне дали кличку «Лис». С приходом частей Красной Армии я ушёл в подполье и скрывался от органов советской власти. Однажды я встретил Тыркина, и он предложил мне вступить в его пляцувку. Я стал отказываться, но под угрозами дал своё согласие. В июле 1945 года Тыркин выдал мне оружие и повёл вместе с другими в деревню Заполье к дому Ишкаса, где Тыркин распределил между нами обязанности охраны, а сам зашёл в дом Ишкаса. Перед рассветом Тыркин расстрелял всю семью, 6 человек, после чего Цидик взял в деревне 3 подводы, на которых мы поехали по деревне, а Тыркин поджёг дом, где находились расстрелянные».

Владимир Метлицкий

https://grodnonews.by/
Добавление комментария
CAPTCHA
*