Попытка госпереворота в 2020-м: кто его готовил и за чьи деньги? Новый фильм ОНТ «Одно уголовное дело»
Лето 2020 года стало аномальным в истории суверенной Беларуси.
И дело – совершенно не в политике, как стало понятно, кажется, совершенно всем уже спустя пару месяцев. Следственный комитет в июле, августе, затем в сентябре и октябре возбуждает десятки, сотни уголовных дел – призывы к беспорядкам, участие в экстремистских формированиях, бунты, погромы, нападение на сотрудников правопорядка, преследование и травля должностных лиц. Полтора года работы всей правоохранительной системы позволяет сегодня нам собрать воедино все эти преступные эпизоды – от, казалось бы, незначительных типа «ну что тут такого, написал что-то в интернете» до поставок в страну оружия и попытки государственного переворота. Это всё было не спонтанно, это всё белорусы делали не сами: одни – после обучения и под надзором профессионалов, другие – уже под их влиянием и на эмоциях. И это всё было одним уголовным делом, рассказывает ОНТ.">
В нашем трёхсерийном фильме мы расскажем, как выстраивалась эта пирамида хаоса-2020, для чего, какие силы и в какое время должны были сыграть свою роль – и сыграли. Где в схеме те, кто был марионеткой поневоле, и те, кто осознанно принял решение сыграть в эту преступную игру? И зачем было развивать две параллельные линии блицкрига – онлайн-давление и преступления в реальной жизни.
И, самое главное, кто находится на самом верху этой пирамиды? В самом конце мы назовём и конкретные фамилии организаторов этого одного уголовного дела.
9 августа 2020 года этому обычному минчанину, каких было много, пришло более тысячи сообщений из десятков экстремистских телеграм-каналов. Штука в том, что одни содержали лишь эмоциональные призывы к некой борьбе, а вот другие давали четкие указания к действиям. К этому дню уже давно шла спланированная информационная накачка потенциальной протестной толпы, чтобы в нужный момент, как по щелчку, направить людей в атаку.
Такие же тысячи сообщений в этот день прочёл и я. Знаете, к тому времени я, как антипротестный журналист госСМИ, знал о редакторах этих телеграм-каналов почти всё, а со многими мы по юности знакомы лично. В те дни я удивлялся. Потому что то, что они делали, было умно и грамотно – для бунтов. Сами эти ребята на такое, уж простите, не способны.
Путило, Протасевич, Рудик, Карач, Мотолько и прочие – все, о ком вы часто слышали в то время, просто не способны были сделать всё это самостоятельно. В работе их медиаресурсов чувствовалась чья-то рука. Опытная и безэмоциональная. И точно так же, без эмоций, мы постараемся рассказать вам, как и кем это работалось. Для этого на протяжении всего фильма мы будем раскрывать вам схему-пирамиду бунтов в Минске. Чем выше, тем интереснее.
А в самом низу этой схемы – все мы, как говорят, потребители контента. Контента всякого. Заваленные информационным потоком негатива и деструктива люди с нестабильной психикой, не самые устойчивые, эмоциональные, сердобольные – мы реагировали. Этим пешкам, в числе которых оказались многие из нас, была отведена роль добровольных распространителей эмоций. Эмоций, которые побуждают к действиям.
Это кадры 14 июля 2020 года – до выборов практически месяц, но часть общества уже заведена. Сначала им писали, что власть не справляется с коронавирусом и люди якобы умирают пачками. Затем – что впереди крах национальной экономики и массовая безработица. И чем ближе в дате выборов, тем чаще писали, что выбора не будет. Значит, уже нужно выходить и якобы мирно требовать. Требовать то, что и так было бы. Но пешки на эту доску вышли. И ими сделали первый ход. Именно 14 июля.
Набор подготовленных сообщений в телеграм-каналах, которыми четко координировались действия групп на местах и в определенных точках города. Результат вышел мгновенным – нападения на силовиков, бесчинства и погромы.
ОНТ