«Поляки наблюдают за нами, как будто на экскурсии». Специальный репортаж «Гродзенскай праўды» с белорусско-польской границы
Вот уже пятый день весь мир с ужасом наблюдает за ситуацией на белорусско-польской границе.
«Бегут от войны и нищеты»Вот уже пятый день весь мир с ужасом наблюдает за ситуацией на белорусско-польской границе. Здесь застряли более двух тысяч человек, среди которых дети и женщины, в том числе беременные.
Их главная цель – попасть в Европу. Бегут не потому, что ждут манны небесной на чужбине. Бегут от войны и нищеты, в которой приходится жить населению их стран. Большая часть мигрантов, к слову, - курды из Ирака.
Когда вся эта ситуация только разгоралась, никто и представить не мог, чем она обернется. Мигранты вынуждены проходить через страшные испытания холодом и голодом и буквально стоять в очереди за водой. Польская сторона на беженцев реагирует категорично: людей не пропускают, а при необходимости применяют самые жесткие меры.
Между тем ни один из тех, кто уже не первые сутки провел под ключей проволокой, не теряет надежды на благополучное разрешение ситуации. Каждый, как один, заявляет: нам не нужна Польша, мы стремимся в Европу, мы хотим спокойно жить в безопасности.
Оценивать сложившуюся ситуацию по картинкам из интернета и отрывкам чьих-то видео можно по-разному. Но всерьез осознаешь происходящее, лишь побывав здесь. Первое, что наиболее отчетливо отложилось в памяти: густой смог дыма, который стоит по периметру почти всего лагеря. Он образовался из-за множества костров которые, разводят мигранты в надежде согреться. Что еще не может оставить никого равнодушным – сотни детей, некоторым из которых не больше двух лет. На фоне голода, холода и слез отчаявшихся женщин детский смех выглядит как будто ужасающе. Но тут же осознаешь: это всего лишь дети, которые в большинстве своем даже не понимают что происходит, но вместе с родными вынуждены проходить через весь этот кошмар, не смотря на свой юный возраст.
«На Родине ни работы, ни денег»
Признаться, по дороге на границу в мыслях витало немало предубеждений по поводу безопасности нахождения среди мигрантов, их возможной агрессии или недовольства в сторону нас, белорусских журналистов, которые и без того в непростое время донимают с разговорами и пытаются сфотографировать. Но на деле оказалось иначе – люди охотно шли на контакт, делились своими историями, просили какой-то помощи: еды для детей, зарядку для телефона, теплые вещи. Впрочем, поразмыслив, понимаешь: по-другому быть и не могло, ведь здесь находятся обычные люди, такие же, как и все мы. Вот только нам посчастливилось жить под мирным небом, в независимом и сильном государстве. Им же приходится бежать от войны.
Встретить кого-то в лагере, кто бы свободно разговаривал по-русски – большая редкость. В основном с журналистами беженцы общаются на английском. В просьбе поделиться своей историей нам не отказал ни один человек.
– Как вы? Как ваше имя? – спрашиваю у мужчины лет сорока, который сидит у костра в окружении семьи.
– Карван. Это моя жена Нарин и сын Карен, ему девять, – тут же отвечает собеседник.
В ходе беседы выясняем, что семья родом из Ирака. На белорусско-польской границе оказались по той же причине, что и остальные – стремятся попасть в Европу, чтобы найти работу, иметь деньги и возможность обеспечивать себя.
– На Родине у нас этой возможности нет. У нас нет работы, нет денег. Хотя наша страна одна из ведущих по нефти в мире, мы – простой народ, не ощущаем этого, мы бедные. Моя жизнь у себя в стране выглядит так же, как здесь, на границе. Бывало, что есть приходилось раз в неделю, – рассказывает Карван. – Я просто хочу зарабатывать, чтобы содержать свою семью, чтобы у них была еда и одежда. Сейчас мы здесь, живем уже не первый день на улице, мы истощены, мы замерзаем, наши дети болеют. Мы ведь не желаем никому зла, мы просто хотим лучшей жизни.
Помощь, которую оказывают белорусские волонтеры, Карван и его семья принимают и высоко ценят. Однако еды все равно недостаточно. Но что больше всего пугает – холода. Ночью спать становится не выносимо – палатки уже начали покрываться инеем. Не помогают ни спальные мешки, ни даже теплые вещи. Польские военные, по словам мужчины, на их беду не реагируют никак.
– Они нам не помогают никак. Они распыляли на нас слезоточивый газ, мне тоже досталось, – говорит Карван.
«Мы вынуждены просить еды и помощи у вашего народа»
Общая протяженность лагеря беженцев – 400 метров. За несколько дней люди были вынуждены обустроить себе хоть какой-то быт: построили шалаши и хижины из веток, импровизированные крыши и навесы, которые хоть немного защищают от дождя. Детские вещи сушат на ветках деревьев или колючей проволоке забора, построенного польской стороной. В те редкие моменты, когда на смену холодному порывистому ветру приходит солнце, люди выходят из палаток и шалашей.
В беседе с молодым парнем по имени Ибрагим Мохамед выясняю, что его конечная цель – Германия или Италия. Главное – чтобы в безопасности. Сюда, на белорусско-польскую границу он прибыл вместе с друзьями. Сколько еще продлится эта неизвестность и мучения, молодой человек предположить не может.
– Мы здесь уже несколько дней. Очень холодно, мы голодны и не понимаем, чего ждать. Но не теряем надежды, что все наладится, – поделился Ибрагим.
Набиль Дало родом с севера Ирака. На границе находится со своим старым другом вот уже шестой день. Путь держит в Англию. На вопрос, что думает о ситуации и какие способы ее решения видит, говорит прямо: «Сегодня было хуже, чем вчера. А значит, завтра будет еще труднее».
– Мы вынуждены просто ждать решения от польской стороны. Все мои близкие, друзья, родственники – все в Англии, мне есть к кому ехать, я знаю, что они помогут мне с работой. Пожалуйста, не думайте, что мы хотим за границу для того, чтобы сидеть дома и получать пособия. Мы хотим и готовы трудиться и обеспечивать себя.
– Смотрите туда, – указывает собеседник на толпу сограждан, которые наперегонки бегут к грузовой машине с гуманитарной помощью, которая вот-вот приехала в лагерь. – У нас богатая страна, у нас много нефти, но мы вынуждены сейчас бегать за куском хлеба. Мы вынуждены просить еды и помощи у вашего народа. Мы благодарны за оказанную помощь, но ее недостаточно, еды все равно мало, пищи хватает далеко не всем. Поляки же по ту сторону наблюдают за нами, как будто на экскурсии. И не делают вообще ничего.
Обратно из лагеря мы с коллегами возвращались молча. И хоть совладать с эмоциями после увиденного было непросто, все понимали друг друга без слов. В голове лишь одна мысль: «Ни один из этих людей не заслуживает всего, через что приходится пройти». Все, что сейчас можем – оказать посильную помощь в сборе продуктов и теплых вещей, предметов первой необходимости. А еще – поддержать этих бедных людей добрым словом и искренними пожеланиями скорейшего преодоления кризиса.
Помощь продолжится
Гуманитарная помощь от белорусской стороны, к слову, продолжает поступать в лагерь беженцев. Как отметили представители Гродненской погрангруппы, общественные организации ежедневно организовывают поставку продуктов в лагерь, в первый же день сюда приехали члены Совета Республики. При помощи городских властей и Гродненского водоканала в лагерь организована беспрерывная поставка питьевой воды.
Сегодня в лагерь прибыла очередная партия гуманитарной помощи. Мигрантам доставили около 10 тонн продуктов, среди них хлеб, мясные консервы, молоко. Вместе с тем в лагерь привезли предметы первой необходимости, теплые вещи и средства личной гигиены.
Последние два дня также силами Гродненской погрангруппы в лагерь беженцев поставляют дрова – ночи становятся все холоднее, и чтобы поддерживать хоть какое-то тепло, нужно жечь костры.
Анжелика ДУДКО
Фото: Татьяны МОТОЛЯНЕЦ