По долгу службы. Ветеран Вороновского РОВД Виктор Щетка о командировке в зону отселения
В ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и ее последствий приняли участие тысячи сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД Беларуси. Ветерану Вороновского РОВД Виктору Щетке в 1986-ом также довелось нести службу в зоне отселения.
Виктор Мечиславович уже 10 лет как пенсионер силового ведомства. За 30 лет службы есть что вспомнить, тем более что долгое время он руководил районным отделом внутренних дел. В самом начале профессионального пути был период, когда пришлось покинуть родные края и отправиться туда, где невидимая опасность угрожала всему живому.
Инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ Вороновского РОВД В.М. Щетка был направлен на Гомельщину приказом областного управления внутренних дел в октябре 1986 года. Из милиционеров Гродненской области был сформирован сводный отряд, задачей которого были охрана правопорядка и обеспечение безопасности дорожного движения в зоне отселения.
В. Щетка (справа), 1986 год.
— Моя командировка в Брагинский район длилась месяц. Перед заездом в чернобыльскую зону нам выдали новую форму, поселили в деревне Савичи в местной школе. Новый учебный год там не начался, да и вообще, кроме нас, ликвидаторов, в деревне никого не было. К этому сложно было привыкнуть, — вспоминает Виктор Мечиславович. — Работали по 12 часов — патрулировали деревни, чтобы не допустить мародерства в опустевших домах, дежурили на постах на главных дорогах. Помимо жезла, у милиционеров были еще и дозиметры — в двигавшемся по дорогам транспорте необходимо было замерять уровень радиации. Если он превышал допустимые показатели, его разворачивали и отправляли на мойку. А трещал прибор часто, особенно при «диагностике» техники, работавшей в непосредственной близости от реактора.
Сильно впечатлил Виктора Мечиславовича город с красивым названием Солнечный — плотно застроенный, уютный, чистый, но… безлюдный. Проезжая мимо него, всегда становилось не по себе от пустынности улиц. И эта реальность отзывалась тревогой в сердце: радиация хоть и невидимый враг, но опасный. Правда, в командировке он все же напоминал о себе — першением в горле и головными болями.
— Да, много тогда говорили о последствиях для здоровья. Особенно переживали за меня родные. Но я старался на этом не зацикливаться. Молод был, планы на будущее строил, — рассказывает Виктор Щетка. — Кстати, удостоверение ликвидатора последствий аварии позволили мне на льготных условиях быть зачисленным в школу милиции, оттуда легче было поступить и в Академию МВД. Многие мои сослуживцы в 1990-е годы получили «чернобыльский» опыт. По долгу службы. Ведь люди в погонах такого склада: раз надо, значит, надо.
Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото автора и из личного архива Виктора Щетки.