Петр Петровский: «Если ЕС хочет восстановить соглашение о реадмиссии, то должен отменить те действия, которые стали причиной его аннулирования»
− Говоря о соглашении между Республикой Беларусь и Европейским союзом о реадмиссии лиц, пребывающих без разрешения, в первую очередь, надо понимать, что заключалось оно совершенно в другой геополитической ситуации, в условиях нормализации отношений. Беларусь согласилась защищать и обеспечивать безопасность внешних границ ЕС на своем направлении за свой счет в обмен на то, что западные страны в отношении нашей республики будут проводить дружелюбную политику, удешевят визы для граждан и не введут санкций различного толка. Однако геополитическая обстановка изменилась, и не по вине Беларуси, страны ЕС начали сыпать санкциями, в том числе, экономического характера, которые призваны нанести ущерб белорусской экономике, обществу и государству. И в этой связи нет никакой логики, чтобы Республика Беларусь защищала границы Евросоюза, по сути, выполняла работу литовских и польских пограничников, боролась за счет собственных налогоплательщиков с нелегальной миграцией. Очевидно, что обременять себя такими финансовыми издержками, обеспечивая безопасность границ ЕС, не имеет никакого смысла.
Беларусь не может выполнять свои обязательства в рамках соглашения в условиях введенных Евросоюзом ограничений, поэтому и приостановила его действие. Будут ли последствия, и ждать ли с этим новые санкционные меры в части визового режима для граждан нашей страны? Европейский союз уже объявил, что не будет повышать цены на визы. К слову, этот шаг как раз и демонстрирует, что удешевление виз для граждан Беларуси больше нужно было именно ЕС, нежели нам. Кроме этого, наше государство сэкономит средства бюджета, которые выделялись на обеспечение безопасности недружественных стран.
Евросоюз уже чувствует, к чему все это ведет (мы видим увеличение потока нелегальной миграции) и оказывается в неудобном положении. В чем оно заключается? Именно сейчас западные страны сдают экзамен на собственные европейские ценности. Ведь еще в 2015-2016 годах многие евробюрократы и чиновники уровня Брюсселя говорили, что они справятся с напором мигрантов, что необходимо быть толерантными и не нужно отказывать людям, попавшим в ужасное положение, в предоставлении статуса беженца и убежища. Более того, уже в этом году еврокомиссар Йоханссон очень жестко выступала против ряда стран, к примеру, Греции, которая попыталась выдворять мигрантов на территорию сопредельных государств, прежде всего Турции. Поэтому теперь довольно странно звучат слова этой самой госпожи Йоханссонв в Вильнюсе, когда она обвиняет мигрантов во всех смертных грехах, а Беларусь - в организации миграционных потоков. Мы видим двойные и тройные стандарты, когда одни объявляются мигрантами первого сорта, а вторые, как в Литве, Польше, - мигрантами второго сорта. Налицо типичная сегрегация по политическому принципу. По признаку, в центре которого стоит Беларусь.
Ненависть, высокомерие европейских чиновников, вера в собственную цивилизаторскую миссию Брюсселя в отношении Беларуси лишь доказывает: колониальное мышление на Западе все еще имеет место быть.
На мой взгляд, Беларусь сможет вернуться к участию в соглашении, но только при условии снятия тех санкций, которые ввел коллективный Запад. Надо понимать: Минск действует по принципу зеркальных ответов. Ведь это не мы начали вводить меры, которые дискриминируют страны Запада, а наоборот. Эта дискриминация сначала носила политические издержки, а после экономические. Мириться с этим руководство страны не намерено. Как итог − соответствующее решение по «заморозке» соглашения о реадмиссии. Если ЕС хочет восстановить соглашение, то он должен отменить те действия, которые стали причиной его аннулирования.
https://grodnonews.by/