Игорь Старовойтов о том, что нового в подходах к характеристике кандидата при приеме на работу
Изменения в законодательстве прокомментировал заместитель министра труда и соцзащиты.
Завтра вступает в силу декрет Президента №6, который вносит изменения в декрет №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций". Документом устанавливаются нововведения при приеме на работу в государственные организации. Одно из основных - при трудоустройстве наниматель будет обязан запросить характеристику с предыдущего места работы. О произошедших изменениях корреспондент БЕЛТА поговорила с заместителем министра труда и социальной защиты Игорем Старовойтовым.- Игорь Григорьевич, и ранее наниматели при приеме на работу могли запрашивать характеристику с предыдущего места работы кандидатов. Что меняется с принятием декрета?
- Право запрашивать характеристику с предыдущего места работы было предусмотрено и ранее - в декрете №5 и в статье 26 Трудового кодекса. Сейчас такое право осталось у организаций частной формы собственности. Но при приеме на работу в государственные организации наниматель не просто имеет право, он обязан запрашивать характеристику на всех кандидатов.
- Что представляет собой характеристика и какие требования к ней предъявляются?
- Характеристика - это официальный документ установленной формы. При заполнении этой формы нужно указать сведения о профессиональных, деловых и моральных качествах работника, о его участии в социально-общественной жизни коллектива, взаимодействии с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации, о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения), о привлечении работника к материальной ответственности, а также к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя).
При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной госорганизации, а также организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений в поведении работника на рабочем месте.
- Каких организаций коснутся изменения, предусмотренные декретом?
- Дополнительные требования касаются всех организаций. Но эти требования различаются в зависимости от того, является ли организация государственной или частной формы собственности. Так, при приеме на работу в государственные органы, госорганизации и организации с долей собственности государства более 50% для нанимателя установлена обязанность запросить характеристику на работника с предыдущего места его работы.
Если в течение предыдущих пяти лет работник трудился в госорганизации, также необходимо запросить характеристику из госорганизации. Если в этом периоде было несколько таких организаций, характеристика запрашивается в последней.
Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в этих организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях.
Требование о выдаче характеристик по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется как на государственные организации, так и на организации частной формы собственности.
Что же касается процедуры приема на работу, то обязанность запрашивать характеристику для частных организаций не предусмотрена. Как и прежде, за такими нанимателями осталось право при приеме на работу запрашивать характеристику с предыдущих мест работы кандидата.
- Если у человека в течение последних пяти лет было несколько мест работы, сколько характеристик должно быть запрошено?
- Если это были госорганизации, то, как уже говорилось выше, запрашивается характеристика только с последнего места работы. Если в течение этого пятилетнего периода была работа как в негосударственной, так и в государственной организациях, то количество запросов зависит от того, какая организация была последним местом работы: если государственная, то будет запрошена одна характеристика, которая одновременно будет являться характеристикой с предыдущего места работы. Если же последним местом работы была негосударственная организация, то нанимателю необходимо сделать два запроса: по последнему месту работы и в государственную организацию.
- В какие сроки при поступлении запроса наниматели должны выдать характеристику?
- Поскольку к характеристике сейчас предъявляются более серьезные требования, срок ее подготовки увеличен с пяти до семи календарных дней.
- Есть ли какие-то ограничения по запросу характеристики по категориям работников?
- Нет, если речь идет о приеме на работу в госорган или указанные ранее организации, то характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство независимо от того, на какую должность или по какой профессии он принимается на работу.
- Если наниматель нарушит установленный порядок приема на работу, какие его ожидают последствия?
- Нарушение предусмотренного декретом порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей. При установлении факта такого нарушения руководитель организации, иные должностные лица могут быть уволены соответственно на основании п.1 ст.47 (однократное грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем организации (ее обособленного подразделения), его заместителями, главным бухгалтером и его заместителями) или абзаца первого п.7 ст.42 Трудового кодекса (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, признаваемое таковым в соответствии с законодательными актами).
https://www.belta.by/