Александр Маркевич специально для «Гродзенскай праўды»: «Миграционный кризис в Литве – следствие недальновидной политики руководства страны»
Александр Маркевич, депутат Палаты представителей, заместитель председателя постоянной комиссии по национальной безопасности:
– В понедельник Литва сообщила, что за минувшие сутки пограничники задержали 131 нелегального мигранта, незаконно пересекшего границу Беларуси с Литвой. Только за истекший период 2021 года на границе с Беларусью задержаны более 2 730 мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки, что в 34 раза больше, чем за весь 2020 год.
Возникает вопрос: в чем же причины и условия складывающейся ситуации? Говоря о причинах так называемой нерегулируемой миграции, мы все понимаем, что люди бегут от горя, войны, невозможности обеспечить безопасность себя и своих родных в странах, гражданами которых они являются. Бегут от невозможности нормально жить, заработать, получить образование, медицинскую помощь, социальные блага за свой труд. Бегут целыми семьями, вместе с детьми, в том числе малолетними. Их цель – Германия, Франция, Италия, Испания и другие страны Европы с огромными по меркам беженцев пособиями и преференциями.
Еще 5-6 лет назад многие из них даже не помышляли о том, чтобы сорваться с родных мест. Однако усилиями стратегов коллективного Запада произошла смена власти в Ираке, Ливии, дестабилизация обстановки в Сирии, Афганистане, после этого сотни тысяч мигрантов потянулись в Европу различными маршрутами. Также на активизацию незаконной миграции через территорию Беларуси сработали международные факторы – американские войска выведены из Афганистана, объявлено об их выводе из Ирака в ближайшей перспективе.
Хочу напомнить, что Республика Беларусь активно использовалась трансграничной преступностью для транзита мигрантов в 90-е годы прошлого столетия. Для того, чтобы не допустить развития ее организованных форм и сращивания с другими видами криминальной деятельности, в нашей стране была проведена системная работа по созданию условий для ее предупреждения, выявления и пресечения. Эта система включала в себя четкое взаимодействие органов правоохранительной системы, активную работу государственных органов республиканского и местного уровня, привлечение местного населения к выявлению и профилактике миграционных процессов и профессионализм войскового компонента в приграничной местности по задержанию и привлечению к ответственности незаконных мигрантов.
Ситуация второй половины 2020 года и продолжающиеся попытки неприкрытого вмешательства во внутренние дела нашей страны со стороны Литвы и Польши, введение коллективным Западом пакетов санкций, затрагивающих простых белорусов, привели к тому, что государственные органы и система обеспечения национальной безопасности вынуждены основные усилия сосредоточить на защите стратегических национальных интересов государства. Это суверенитет, территориальная целостность, обеспечение социального и экономического развития страны в сложных, изменившихся условиях. Местное население приграничья и всей Беларуси, видя характер и направленность санкций Запада против нашей страны, также не готово выполнять свою роль в противодействии незаконной миграции, ибо угроз со стороны мигрантов не видит и защищать интересы Запада не готово. Все белорусы понимают, что цель мигрантов – страны Европы, люди бегут от бед, разрушений и вызывают сочувствие.
Мы слышим от литовского руководства крик о помощи к ЕС в противодействии незаконной миграции. Но любому, кто понимает в охране границы, ясно, что наиболее качественно граница охраняется, если между сопредельными странами налажены дружественные, уважительные и взаимовыгодные отношения. У нас долгое время были именно такие отношения по пограничным вопросам с литовской и польской стороной. Но истеблишмент этих стран выбрал и реализует политику откровенного вмешательства в наши внутренние дела, давления и санкционных действий в отношении людей, поддержки «политических проходимцев и марионеток», выдающих себя за представителей белорусского народа. Соответственно, это сделало невозможными дружественные отношения.
Руководству Литвы стоит задуматься, что корень их непростой ситуации – в неуважении к Беларуси как независимому суверенному государству. Недальновидная политика соседки в отношении нашей страны уже привела к экономическим последствиям: на фоне перенаправления потоков белорусской продукции ожидается падение доходов у портов Литвы, литовских железных дорог, транспортной и логистической инфраструктуры. Следствием такой недальновидной политики является и миграционный кризис.
Мы уже видим недовольство жителей Литвы от соседства с незаконными мигрантами: акция протеста прошла в Девянишкесе, есть обоснованные риски повторения в других местах страны. В совокупности с напряженностью, связанной с неумелыми и противоречивыми действиями литовского руководства по «ковидной теме», эти события способствуют внутренней нестабильности в Литве, снижению доверия жителей нашей северо-западной соседки к своей политической элите, закладывает условия для политического кризиса.
Есть литовская поговорка «В споре ума не покажешь», поэтому чтобы минимизировать миграционный кризис в Литве, надо не заборы строить за американские и европейские деньги, а договариваться с белорусами и вместе заниматься охраной границы и обеспечением безопасности на основе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга.