Не ведите себя как животные. Квадробика – потенциальная угроза детской психике?
Квадробика – явление заграничное и не новое.
Что такое квадробика – признак творческой свободы или звоночек тревоги для родителей и учреждений образования? Время, когда дети играли в «школу» или «дочки-матери», похоже, прошло. Теперь они предпочитают хрюкать, лаять, мяукать, фантазируя, что они звери. Почему? Может, дети просто не хотят сталкиваться с реальностью? Посмотрим на ситуацию глазами экспертов из сфер психологии, идеологии, духовности, образования. Расскажем простым языком о том, какие последствия квадробика может иметь для психического и социального развития детей.
ЗАБЕГИ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
Квадробика – явление заграничное и не новое. Возникло в 2000-х годах. Японский спринтер Кеничи Ито прославился своим рекордом в беге на четвереньках и собрал последователей. Понятно, откуда ноги лапы растут. По мнению семейного психолога и тренера личностного роста Евгении Русиновской, Япония часто передает детям извращенные взгляды. По клиентам она видит, что есть еще одна проблема – аниме, под влиянием которого дети склонны к самоповреждению, девочки начинают хотеть быть лесбиянками, мальчики – гомосексуалистами.
В Беларусь тренд на квадробику пришел совсем недавно. Японцы предполагали, что придумали нечто дико веселое. Однако в наших реалиях смотреть на кусающихся детей пока только дико. По интернету гуляет много видео, где дети в масках и с накладными хвостами имитируют животные повадки. Смешно было ровно до тех случаев, когда чересчур увлеченные маленькие квадроберы начали бросаться на прохожих или наедались корма для животных.
– Молодым людям очень важно быть сопричастным к каким-то группам. Ведь попасть они могут как в хорошую компанию, так и плохую. Детям нужно научиться управлять своей агрессией, понять, что злость – не плохо, но она должна быть экологичная, а не токсичная – не нужно кусаться и кричать, – считает психолог Евгения Русиновская.
Квадробика интересует детей и подростков 7-14 лет.
– Чаще всего ребята этого возраста очень зависимы от того, что популярно в данную секунду. Они легко подвергаются влиянию современных трендов, – считает Алексей Апанович, начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи города Гродно.
Такие возрастные рамки определены не случайно. Квадробика может приносить вред, когда пересекает их.
– Опасно, когда 80 процентов внимания девочки 15 лет направлено на то, чтоб быть квадробером, а не формировать свою женскую идентичность. В этом возрасте пора задумываться о том, как она будет строить отношения с реальными людьми – не персонажами, – объясняет психолог Евгения Русиновская.
В Беларуси тренд приняли не особо радушно. В комментариях под тик-токами квадроберов полился шквал критики пользователей. Кто-то высмеивает данное движение и современное поколение, кто-то осуждает родителей.
ПОКАЗАЛ ПАРОДИЮ – САДИСЬ, ПЯТЬ!
Квадроберам стали уделять чрезвычайно много внимания. Уже и квадроберские online-школы с домашним заданием придумали. Только методички пока не успели напечатать. А как учителям в обычных школах оценивать учащихся, которые не хотят участвовать в учебном процессе и предпочитают «играть» в животных? Может, начать квадроберов и оценивать по-особенному? «Отлично!» – скажет учитель, если ученик удачно изобразит собаку на уроке литературы, посвященному повести М. Булгакова «Собачье сердце». А где знания, усидчивость и трудолюбие? Что поделаешь, у них только ХВОСТЫ… Попробуйте ответить сами для себя на вопрос, если дети не учатся взаимодействовать друг с другом на уровне человеческом, смогут ли они развивать необходимые навыки для жизни в обществе? Вместо того чтобы хрюкать и лаять, может, стоит научить их говорить?
Начальник отдела образования Гродненского горисполкома Андрей Семанчик прокомментировал ситуацию, касающуюся квадроберов, – в Гродно подобных случаев с их участием не зарегистрировано. И действительно, наткнулась на тик-ток под хештегом #квадробика. В комментариях к нему друг друга ищут квадроберы из разных уголков Беларуси, но ни в одном из них Гродно не фигурирует. Даже если судить только по ответам к видео, как минимум в 20-ти белорусских городах есть квадроберы. Из упомянутых: Минск, Витебск, Гомель, Пинск, Брест, Могилев, Хойники, Чечерск, Смолевичи, Светлогорск, Глубокое, Мосты, Пружаны, Несвиж, Борисов, Столбцы, Жодино, Мозырь, Новогрудок, Свислочь. Но стоит учитывать, что количество их может быть гораздо больше, ведь некоторые комментаторы указывали не конкретное название населенного пункта, а лишь область.
– Уже начался учебный год. В Гродно будем предпринимать профилактические меры, – рассказывает Андрей Семанчик.
Что ж, пока в школах не вводят новые предметы: «Основы охоты за мышами» или «Как быть козой» – можем дышать спокойно. Но в разумных пределах изменения допустимы. Кажется, что пора задуматься над тем, как использовать молодежный тренд во благо.
ЗАПРЕТ НЕ ПОМОЖЕТ
По мнению семейного психолога Евгении Русиновской, любое сопротивление столкнется с еще большей жаждой подростков проявить себя в этой сфере, но уже из-под полы. Так что запретами тут не поможешь.
– Самое разумное, попытаться извлечь пользу из мимолетного тренда. Легализовать квадробику, но установить рамки дозволенного, – считает Евгения Русиновская. – Главное, чтобы в играх ребенок не переставал ощущать себя человеком. Квадробер должен осознавать, что он человек, а животное – лишь роль, которую он на время примеряет. Поэтому в школах можнопроводить специальные тесты, которые помогли бы понять, как ребенок себя идентифицирует. В случае отката от нормы – работа с психологами.
В отделе идеологической работы и по делам молодежи Гродно считают, что доходить до таких серьезных мер нет необходимости, но в плане психолога действительно есть рациональное зерно. Мешает лишь то, что квадробика пришла скоротечно и уйдет, скорее всего, также быстро.
– Нужно очень точечно и грамотно действовать на профилактику. Давайте не запрещать, а узнавать у детей, почему они занимаются квадробикой, чем она им интересна. Ответы можно использовать для внедрения интересных нововведений, – говорит Алексей Апанович.
Алексей Вячеславович даже выдвинул идею, что на уроках физкультуры можно попробовать внедрять смежные с квадробикой упражнения, но более традиционные, чтоб моментально увлекать детей.
ЦЕРКОВЬ О КВАДРОБЕРАХ
Религия помогает людям в поисках себя и смысла жизни. Квадроберы через подражание животным тоже пытаются найти место в мире. С желанием чувства принадлежности и сопричастности к какой-либо группе они объединяются в «стаи по интересам». По мнению церкви к настоящей вере и духовному поиску себя квадробика отношения не имеет.
– Как священник, вижу в этом искушение. Дьявол знает, что человек – высшее Божье творение. Поэтому ему хочется унизить людей, посмеяться над ними. Когда ребенок наряжает себя в животное, унижает образ Божий, – высказывает свою точку зрения священник Вячеслав Гапличник, настоятель храма св. Афанасия Брестского. – Все начинается с недостатка воспитания. Наша душа – это огород. Дурное – сорняки. Растут они сами по себе, а вот над добрыми плодами нужно потрудиться.
Критикуешь – предлагай. В церкви рассказали, какие познавательные альтернативы они могут предложить переодеванию в животных.
– При каждом храме нашего города есть детские объединения. На живописных кружках ребят учат писать иконы. Группы православных следопытов много гуляют, изучают природу, отправляются в паломнические поездки и походы. Мы учим детей правильно взаимодействовать с животными и не нанести им вред. Показываем на своем примере, как правильно вести себя в условиях леса, взращиваем юных краеведов, – рассказывает священник Вячеслав Гапличник.
КАК НЕ ВОСПИТАТЬ ЗВЕРЯ
Забавляясь в прятки, обычно говорили: «Кто не спрятался, я не виноват». Сейчас игры пошли другие и все принялись искать виноватых. Собак вешают и на тех, кто прячется (за масками), и на тех, кто это допустил. Почему вместо того чтобы искать поддержку у родителей или друзей, дети выбирают мир фантазий? Давайте разбираться.
– Дома ребенка могут окружать конфликты или воспитывать пьющие родители. В таком случае вымышленный мир спасает от реальности, главное там не застрять. Поэтому важно, чтобы социальные службы держали этот вопрос на контроле, – рассуждает психолог Евгения Русиновская.
Как заявляют в церкви, родители могут взращивать в детских душах чувство красоты уже с малых лет, а качественное воспитание начинается с веры.
– Мы приходим к вопросу, а возможно ли воспитать человека гармонично без веры в Бога и подлинных знаний о душе? Очевидно, нет. Как правильно говорил Ф. М. Достоевский, русский человек без Бога превращается в свинью. С квадроберами видимо так и произошло, – рассуждает священнослужитель.
Нужно быть родителем, а не казаться. Но как?
– Важно сделать так, чтобы родители проявляли максимальный интерес к жизни ребенка, знали его увлечения. Только так удастся проконтролировать, чтоб игра не переросла в нездоровое подражание животному с психологическими изменениями, – считает Алексей Апанович.
Родителям стоит понимать, как помочь принять детям себя такими, какие они есть и не прятаться за масками неуверенности.
Совет от психолога:
– Детям порой хочется больше свободы, но родителям нужно действовать мудро. Когда дети взрослеют, им можно и нужно давать больше свободы. Но важно не забывать об обязанностях. И не наказывать детей обязательствами, а наоборот, преподносить их как возможность. «Теперь ты вырос, можешь помогать маме и самостоятельно убирать в собственной комнате», – говорит Евгения Русиновская.
Для родителей и учителей правильным будет задавать вопросы ребенку не с осуждением, а с заинтересованностью.
Интерактивное задание:
Попробуйте написать совместный свод правил семьи. Пункты должны отражать, что вы идете с ребенком на компромисс и даете больше свободы, но, так как он уже взрослее, не забываете обозначать обязанности. Документ подтверждается подписями всех членов семьи. В него нужно добавить штрафы – наказания за несоблюдение пунктов – и награды – поощрения за то, что все участники, в том числе ребенок, соблюдают правила. Например, провести время всей семьей.
Вопросы для сближения:
– Кто ты? Какие у тебя интересы и ценности? Чем тебе помочь? Если задавать эти вопросы, вы, словно с помощью лакмусовой бумажки, будете видеть, все ли в порядке с ребенком, отделяет ли он реальность от вымышленного мира, – считает психолог.
Илона КОСТЮК
Фото:из открытых источников