Не только экономический, но и политический вопрос. Как в нашей стране будет развиваться потребкооперация, рассуждают эксперты
Сказано
Президент Беларуси Александр Лукашенко:– Работа Белкоопсоюза – это не только экономические показатели. Это вопрос политический. Сегодня вашими услугами охвачен каждый третий житель страны. В основном сельский житель. А я не зря повторяю: если потеряем деревню – потеряем страну. Наши люди, которых обслуживаем на селе, достойны лучшего. В фарватере наступившего Года качества мы просто не имеем морального права делать что-либо спустя рукава. Надо ставить конкретные цели и достигать их.
На общем собрании Белкоопсоюза, 16 февраля 2024 года.
В центре внимания Главы государства – торговля на селе. Увы, к ее работе есть претензии. Ассортимент значительно уступает столичному и даже районному, потребкооперация постепенно сдает позиции частникам, хватает вопросов и у контролирующих органов. Альтернативы между тем во многих населенных пунктах попросту нет. Поэтому прошедшее с участием Александра Лукашенко общее собрание Белкоопсоюза (на котором, к слову, был избран новый председатель правления) стало, по сути, жестким разговором. Люди, которые работают на земле, подчеркивает Президент, не должны ни в чем нуждаться! Сохранить нельзя ликвидировать? Белорусский лидер считает: если встряхнуть систему, навести порядок с затратами, изменить подходы к организации торговли, усовершенствовать механизм управления – все получится.
Вопрос внутреннего комфорта
Работу потребкооперации обозреватель издательского дома «Беларусь сегодня» Андрей Муковозчик сравнивает с деятельностью огромного завода, который обеспечивает рабочими местами огромное количество людей и куда государство в свое время вложило огромные деньги. Разрушить такой, подчеркивает он, легко, а вот восстановить, выстроить – не так уж и просто. Несмотря на то что Белкоопсоюз где-то закостенел, где-то работает действительно неэффективно, это именно та организация, которая несет важную социальную нагрузку.– Сохраняя Белкоопсоюз, Глава государства пытается сохранить для людей тот образ жизни, к которому они привыкли. Это очень дорогого стоит, – поясняет Андрей Муковозчик.
– Потому что особенно для пожилых людей его изменение – это всегда шок и перемены. Они очень редко бывают сразу к лучшему, чтобы раз – и все замечательно. Они связаны с определенным психологическим периодом привыкания. Опять же не все пожилые хотят переезжать в город. Они привыкли к своему.
И вот эта автолавка, которая должна туда приезжать, их обеспечивать, – это сохранение их образа жизни. И это не менее иногда важно, чем даже своевременная медицинская помощь. Это психологические вещи. Как мы, городские, заточены на работу, соцобеспечение, как мы вкладываемся в будущее, понимая его ближайшие перспективы, так и для стариков в деревнях тот факт, что завтра автолавка привезет то, что надо, что с ними хорошо, душевно при этом поговорят, учтут их запросы, выполнят их заказы, – это их уверенность в завтрашнем дне. Это фактически их жизнь. И когда Глава государства говорит о том, что все это нужно сохранить, он еще и помнит, и, мало того, бережет эти тонкие, трудноизмеримые вещи.
Работать для народа, а не набивать карманы
Повышенное внимание этой структуре Глава государства в первую очередь уделяет потому, что она решает социально-бытовые задачи даже в самых отдаленных регионах страны, обеспечивает ее жителей всем необходимым списком товаров и услуг. В общем, делает то, обозначает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, что частник делать просто не стал бы.– Ввиду отсутствия выгоды, – переводит он тему на экономические рельсы. – А значит, задача белкоопсоюзовских структур – выстроить экономику так, чтобы все населенные пункты, в том числе и отдаленные деревни, были полностью обеспечены всем необходимым. Но при этом вся система должна быть рентабельной, не допускать убытков. Для этого в первую очередь нужно выстроить работу управленцев, следить за рынками, трендами. Особые навыки для этого не нужны.
Но руководители должны быть заинтересованы работать именно для народа, не набивать карманы. Личной, корыстной заинтересованности в данном случае быть просто не может. Было время (не сейчас – раньше), когда я сам приезжал в глубинку, а в местном магазине не было даже сахара…
Только вот перебои в поставке товаров, особенно первой необходимости, сразу вызывают недовольство народных масс. А такого допустить нельзя! Поэтому Президент и акцентирует внимание, что, решая вопрос с Белкоопсоюзом, мы одновременно решаем и вопрос удовлетворенности наших граждан по всей стране.
Рецепт для глубинки
Как выстроить эффективный бизнес-план? Профессор Белорусского государственного университета Михаил Ковалев делает акцент: руководители Белкоопсоюза меняются регулярно, равно как и выстроенные модели работы, однако, несмотря на льготы и субсидии, организация продолжает оставаться убыточной. Почему? Есть ли рецепт? Экономист анализирует:– В том числе потому, что в райцентры пришли частные организации и отобрали значительную часть их выручки.
Я сторонник конкуренции, но считаю, что условием работы частников в районах должно быть требование комплексного обслуживания сельского населения. Считаю, что правильными были предложения о большем внимании местных властей к работе Белкоопсоюза. Не исключаю, что в отдельных областях либо районах можно переходить к автономным коопсоюзам без центрального подчинения. Возможно, это повысило бы их эффективность. Думаю, не столько надо давать субсидии, сколько дать торговле на селе полное освобождение от налогов.
Это простимулирует частный сектор взять на себя ответственность и активно развивать сеть автолавок. Ведь пришли частники и в заготовку сельхозпродукции – работают успешно, пришли в дачные поселки – и развивают сезонные магазины. Это приносит им прибыль и удобство отдыхающим. Рано или поздно торговля на селе станет эффективной. Ведь торговля по своему определению не может быть убыточной.
Прямая речь
Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей Национального собрания:– Было время, когда я ходил только в сельский магазин. Зачем? Чтобы не покупать лишнего. В гипермаркете в тележку кидаешь все подряд: что нужно и что не нужно. Так устроен современный маркетинг. В деревнях я шел исключительно за тем набором продуктов, который мне нужен, и, соответственно, тратил гораздо меньше денег. Если говорить о замечаниях, высказанных Президентом на общем собрании, то действительно, когда ездишь по стране, видишь, что в регионах порой стоит вопрос о качестве, ассортименте автолавок, которые обслуживают сельскую местность. Глава государства прав: если этому вопросу перестать уделять внимание, то как мы сохраним деревню? Автолавки должны доезжать везде и всюду, люди – чувствовать, что не забыты. Расширять сельский магазин, автолавку до размеров гипермаркетов не нужно, но увеличивать ассортимент с учетом пожеланий именно тех, кто живет в деревне, – вполне. Спрашивать у людей. А для этого в глубинке есть председатели исполкомов, депутаты… Я всегда рад подобным совещаниям у Президента, потому что знаю: если Глава государства что-то берет на контроль, это будет исполняться. Кто-то считает, что Белкоопсоюз в сегодняшнем мире конкуренции сделать рентабельным сложно, а я в невозможность неисполнения той или иной задачи не верю в принципе.