«Мое счастье в добрых делах и успехе региона». Председатель Лидского райисполкома Сергей Ложечник в интервью без галстуков
Принцип «двойного рукопожатия»
– Сергей Васильевич, Вы только-только закончили прием граждан по личным вопросам. Естественно, первый вопрос напрашивается сам-собой: насколько для Вас важны эти встречи? И что дает обратная связь с жителями района?– Встречи позволяют понять проблемы жителей региона, реальное положение дел. Проведя прием граждан или прямую линию, я могу сделать вывод, как работает та или иная структура в регионе. Отрадно, что сейчас нет «горящих» вопросов, требующих сиюминутного решения. Вот и сегодняшний прием – системный, причем люди пришли не с жалобами или просьбами, а с предложениями. Мне нравятся конструктивные диалоги. Как говорит Глава государства, людям нужно помогать и, если позволяет закон, всегда становиться на сторону гражданина, семьи, общества, коллектива. Так и делаю. При этом никогда не обещаю того, что не могу выполнить, не даю пустых надежд.
– Особенность лидского региона – принцип «двойного рукопожатия», то есть реальная доступность исполнительной власти и ее мощная обратная связь с лидчанами...
– Да, чтобы решить наболевший вопрос, необязательно идти ко мне на прием: можно оставить комментарий или обращение лидскому мэру прямо на сайте райисполкома и через любую нашу соцсеть (везде открыты комментарии). Мне нравится, что даже школьники таким образом обращаются ко мне с разными вопросами. И мы их слышим и решаем их запросы. Также лидчане оставляют в разделе сайта «Мэр, у меня предложение!» свои предложения о том, как сделать жизнь в городе более комфортной. Доступность власти и возможность обратной связи – один из признаков комфортности проживания в городе.
Родом из детства
– Сергей Васильевич, кто повлиял на ваше становление? Откуда корни? И какие детские мечты сбылись?– Я родился в деревне Петковичи Дзержинского района Минской области. Любовь к труду и сельскую мудрость мне прививали бабушки и дедушки, мама и папа, которые трудились в колхозе. Поэтому я не из золотой молодежи, как некоторые думают, и прекрасно знаю, что такое деревня, что такое рано просыпаться, содержать хозяйство, работать до пота.
Как и большинство мальчишек того времени, мечтал стать летчиком. Но жизнь распорядилась иначе. Папы не стало, когда мне было всего тринадцать лет. С его уходом детские мечты улетучились, потому что надо было поддерживать маму и младшего брата. Появились иные жизненные приоритеты. Пришлось после девятого класса поступить в Пинский техникум мясо-молочной промышленности, чтобы получить специальность инженера-механика пищевых производств и зарабатывать на хлеб.
– Отца очень не хватало?
– Очень. Это были лихие девяностые с их пьянящей свободой и вседозволенностью. Заносило и меня, каюсь. Но все же не уйти с правильного пути помог стержень, который во мне заложили мои предки, а также поддержка коллег и товарищей отца на всех этапах моего становления. Это пример настоящей мужской дружбы и благородства.
– Что повлияло на выбор профессии?
– Можно сказать, пошел по стопам отца, Василия Сергеевича, который был производственником, работал заместителем директора СПК «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района и курировал именно мясную переработку. Я видел, как агропредприятие строилось, развивалось, расширялось. Было невероятно интересно, и это повлияло на мой выбор.
После техникума работал и заочно учился в Могилевском университете продовольствия. Начинал механиком в СПК «Крутогорье-Петковичи», затем механиком по ремонту и наладке оборудования мясной промышленности колбасного цеха в колхозе имени Карла Маркса Воложинского района. Потом трудился инженером-технологом, начальником колбасного цеха ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский». Переработка – это производство, а я – производственник до мозга костей. Скучаю по этой работе.
Затем несколько лет возглавлял Государственную продовольственную инспекцию по качеству и стандартизации. А когда в 2011-м получил предложение возглавить ОАО «Щучинский маслосырзавод», сразу вспомнил, что мой прадед занимался производством сыра. Он сажал меня на ступеньки, разламывал кусочек сыра и говорил: «Смотри, слезинка есть – значит, сыр хороший». И я рискнул! Поскольку руководитель должен понимать механизм развития предприятия, пришлось самообразовываться и много учиться (именно тогда я поступил в Академию управления при Президенте Республики Беларусь на специальность «Управление агропромышленным комплексом»).
Щучинщина, Щучинщина
– Щучинщина сыграла важную роль в вашем становлении как руководителя. Вспомните, пожалуйста, как Вы начинали и что было самым сложным?– Это был невероятно интересный и сложный этап моей жизни, которым я горжусь и вспоминаю с большой теплотой. Когда в 2013-м меня назначили председателем Щучинского райисполкома, щучинцы были в шоке: «Кого назначили? У нас такие аксакалы работают, а тут пацана призвали». Безусловно, было страшно, но коль согласился, права на ошибку не имел.
– Так уж и не имел?
– Можно сколько угодно сомневаться, учиться, самообразовываться, но решения ты должен принимать грамотные и абсолютно выверенные. Как сказал Президент, регион – это маленькая страна, и ты там – президент. И ты отвечаешь за все: начиная от ребенка и травинки в поле, заканчивая государственными вопросами.
– Представляя Вас, за Вас поручился тогдашний губернатор Семён Борисович Шапиро. Помогла эта поддержка?
– Я очень благодарен Семёну Борисовичу Шапиро, которого считаю своим наставником. Он понимал, что, назначая меня, 32-летнего, на один из валообразующих сельскохозяйственых районов Гродненщины, берет на себя огромную ответственность. Но верил в меня и всячески помогал стать компетентным руководителем. Приезжал в район, и мы с ним отрабатывали определенную тему, например, заготовку кормов. Если бы я сам всему учился, этот процесс растянулся бы надолго, а с Шапиро хватало дня, чтобы вникнуть в вопрос. Также с благодарностью принимал профессиональную поддержку и советы Кузьмы Кузьмича Дягилева, Леонида Константиновича Зайца, Владимира Иосифовича Дешко, Виктора Андреевича Лисковича и многих других, кто оставил в моей судьбе заметный след.
– Однако вернемся к первым шагам в качестве руководителя. Вы довольно быстро показали, кто чего стоит...
– Например, я сразу взялся за систему Щучинского ЖКХ. Потери на транспортировку тепла тогда составляли 40 (!) процентов, вместе с тем руководство предприятия считало себя героями, готовыми в новогоднюю ночь стоять по пояс в воде и устранять аварию. Но зачем же эта работа в авральном режиме, если можно летом хорошо «подготовить сани»? И мы начали активно заниматься коммуникациями. За три года отремонтировали все, что было под землей, и начали благоустройство города: асфальт, тротуары, дорожки... Благодарен щучинцам за терпение. Когда я покидал район, Щучинское ЖКХ было в лидерах в области. К нам приезжали, смотрели, учились тому, как мы перешли на местные виды топлива, как организовали их заготовку и применение. Сегодня, к слову, таким образом отапливается весь Щучин.
– Сергей Васильевич, что еще из сделанного за годы руководства щучинским регионом вызывает гордость?
– Все! Горжусь каждым шагом. Проведением Дня белорусской письменности, реконструкцией прекрасного дворца Друцких-Любецких, благоустройством озера в центре города, авиафестивалем «Щучин на высоте», открытием новых производств. Когда пришел работать в регион, там было всего два градообразующих предприятия. Мы сумели привлечь инвестора и запустили еще два уникальных импортозамещающих производства: ОАО «Праймилк» и фабрику грибов ООО «Логал-био», предоставив щучинцам новые рабочие места. Интересно было работать с иностранными инвесторами по выращиванию клубники и переработке древесины. Было много социальных и культурных проектов. У меня дома лежит толстый альбом с фотографиями щучинского периода, 70 процентов из них – снимки, на которых запечатлен момент перерезания красной ленточки.
Но, признаюсь, больше всего меня волновала человеческая оценка. Небольшой город отличается от большого тем, что там ты всегда на виду, и оценку тебе дают сразу, причем объективную. Это заставляет самодисциплинироваться и работать со стопроцентной выкладкой. Потому, пройдя такую школу руководства, дальше уже не боишься ничего.
– Как жительница Щучина могу точно сказать: щучинцы скучают по Вам и до сих пор с уважением говорят «наш Ложечник».
– Спасибо, я это чувствую и тоже скучаю. Часть сердца я оставил там.
Магия места и путь к успеху
– После провинциального Щучина, Лида – второй по экономическому потенциалу и населению в области город. Соглашаясь на новое назначение, сомневались?– От этого предложения невозможно было отказаться (улыбается). Очень интересный регион. Для меня все началось сначала, но уже с определенным опытом и собственным видением. Были грандиозные планы, однако я попал сюда в сложнейший период. Это был 2020-й: ковид, попытка государственного переворота, экономические санкции. Скажу прямо: формировать мнение лидчан было непросто. И сдвинуть эту глыбу – тоже.
– Но сдвинули же! В Лиде невиданный доселе строительный бум, приходят инвесторы, вторую жизнь получают производства, набирают обороты сельское хозяйство, медицинская сфера, туризм...
– Лида входит в программу ускоренного развития городов с населением более 80 тысяч. Команда наша понимает, что программа – это не только нормативная база, льготы и прочее, но и отношения с представителями бизнеса, рабочие места, доступность дошкольного, школьного образования, медицины, спортивные объекты и учреждения и многое другое. Потому делаем все, чтобы город был инвестиционно привлекательным. Инвесторам даем «зеленый свет» и отличные условия: на территории райцентра есть участок свободной экономической зоны «Гродноинвест», которая предлагает весомые налоговые льготы всем, кто приходит к нам с новыми проектами.
– Как следствие – ряд «безнадежных» объектов и промышленных предприятий Лиды, не имеющих привлекательности либо не работающих долгие годы, получили новую жизнь...
– Именно так. Возьмем хотя бы наш торгово-развлекательный центр «LidaPark» на месте старого долгостроя, который запустил инвестор из другой области. На 28 тысячах квадратных метров разместились зоны торговли и общественного питания, развлекательный центр. Благодаря этому грандиозному месту шопинга и отдыха лидчане получили более ста рабочих мест. Новый собственник появился у «Индейки из Лиды». Вовлекла в хозоборот и запустила комплекс по производству и переработке продукции из мяса индейки компания «Белсалттрэйд». Сегодня предприятие успешно работает, к тому же инвестор решил застарелый вопрос – построил очистные сооружения на участке переработки отходов животного происхождения.
Также благодаря председателю Гродненского облисполкома Владимиру Степановичу Каранику мы возобновили лидскую площадку Гродненского мясокомбината. Здесь трудятся почти 450 человек и производится более 800 тонн мясных изделий в месяц. Успешно реализуем инвестиционный проект по завершению реконструкции здания цеха заменителя сухого обезжиренного молока в ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», новую жизнь получило некогда ликвидированное предприятие «Лидастройконструкция», возобновлен выпуск лидских автобусов.
Модернизируются и успешные градообразующие предприятия – бренды нашего региона: ОАО «Лакокраска», «Лидское пиво», «Лидский молочно-консервный комбинат», «Лидахлебопродукт», «Лидские пищевые концентраты», «Лидсельмаш» и другие. Сегодня на месте стоять нельзя: кто не развивается, тот отстанет.
С долгосрочной перспективой
– Как обстановка на лидском Севере – в жилом районе многоэтажной застройки?– Строимся – значит живем. Это и есть долгосрочная перспектива, когда люди вкладывают средства в собственные стены и когда для них создается инфраструктура. Разве захочется уезжать из такого места?! В новом микрорайоне Север будут проживать свыше 30 тысяч человек. Он строится логически правильно, в комплексе: одновременно с жильем прокладываются дороги, по улицам строящегося микрорайона пустили городской общественный транспорт, открыли детсад, прошел экспертизу проект будущей школы, строятся два торговых центра.
– Недавно в Лиде громко и красиво открыли путепровод, обновляются дороги вокруг райцентра. Почему им такое внимание?
– Дороги в Лиде строились всегда. За прошлый год, к примеру, построили 16 километров только городских дорог. Но транзит через Лиду – это извечная проблема. Важно было пустить весь транзитный транспорт по объездным дорогам вокруг райцентра. Сейчас осуществляем проект западного обхода Лиды,часть дорог уже готова. Сдвинули эту проблему с места во многом благодаря бывшему и нынешнему губернаторам Гродненщины, а также Наталье Ивановне Кочановой. Для удобства жителей в центре города построили путепровод. Но прежде провели обследование дорог и узнали наши проблемные места.
Восхититься, подлечиться, отдохнуть
– Не влюбиться в Лиду невозможно. Что делает власть для привлечения гостей и туристов?– Развиваем туристическую инфраструктуру, предлагаем новые маршруты, создаем и наполняем пешеходную улицу. Выгодное месторасположение рядом с трассой М6 обеспечивает постоянный поток туристов. Но меня не удовлетворяло то, что Лида была транзитным городом, куда гости заезжали лишь посмотреть наш великолепный замок. В 2020-м мы провели форум, куда пригласили туркомпании нашей страны и соседей и вместе с впечатлениями специалистов получили карту действий: что сделать, чтобы туристы в Лиде задерживались.Первое и главное – гостей накормить. Потому развиваем гастроиндустрию.
На пешеходной улице, которая появилась по инициативе лидчан, будут строиться заведения общепита, чтобы удовлетворить и залповый спрос туристов, и стать любимыми местами отдыха лидчан (уже есть три серьезных инвестора). Здесь же на небольших открытых сценах будут играть музыканты и кавер-группы, писать художники, торговать ремесленники. А чуть дальше, рядом с Лидейкой, планируем гольф-поле.
«Влюбляем» в Лиду и промышленным туризмом. Многие хотят посмотреть, как варят знаменитое лидское пиво, создают неманское стекло или кукурузные палочки, и попасть на другие эксклюзивные производства. Туристов принимают шесть предприятий с историей. Также развивается религиозный туризм, есть наметки по развитию медицинского туризма. На стадии разработки – проектная документация по благоустройству участка набережной водоема у замка. Там будет хорошее насыщение для лидчан и туристов. Как результат, из транзитного города мы потихоньку превращаемся в место, где хочется задержаться на несколько дней.
О счастье, хобби, патриотизме
– Сергей Васильевич, какую часть в вашем сердце занимает семья? Насколько важны для Вас ее мнение и оценка?– Нашей семье на днях исполнилось двадцать лет. Супруга работает в Лиде в сфере перерабатывающей промышленности, дочь – студентка вуза. Для меня очень важно, что близкие понимают меня и принимают таким, какой я есть. Они избавили меня практически от всех домашних хлопот, и многие свои проблемы решают самостоятельно. Семья – мой тыл, как и моя команда.
Очень значимый для меня человек – моя мама Нина Александровна. По возможности езжу к ней на малую родину, постоянно поддерживаем связь. Она у меня замечательная. По возрасту вышла на пенсию, недолго побыла дома и снова пошла на работу. Хочет быть востребованной, в гуще событий. Надеюсь, она мной гордится.
– Какие главные истины Вы стремитесь передать своей дочери и от чего предостеречь?
– Все лучшее, что я получил от своих предков, по цепочке стараюсь передать дочери. Это те главные ценности, которые делают нас людьми: порядочность, честность, доброта, умение брать на себя ответственность. Очень хочу, чтобы моя девочка была счастлива в профессии и личной жизни.
– Остается ли у Вас время на увлечения?
– Сожалею, что в моем графике все меньше и меньше свободного времени, а значит, и на увлечения тоже. Страстно люблю мотоспорт, хоккей, охоту, путешествия по стране. Хобби позволяют очень многое «подсмотреть» в других регионах и привести лучшее в Лиду. Очень люблю бывать на даче в принеманской деревне. Рад, что у меня есть место, где я могу расслабиться, походить босиком по берегу реки, подышать полной грудью, заглянуть в лес, потренировать собаку.
– А что для Вас значит понятие «патриотизм»?
– Это все! Любовь к малой родине, семье, деревне у Немана, профессионализм в работе, честное выполнение своих обязанностей, воспитание нового поколения, желание служить стране, делать ее краше и лучше, защищать.
– Чувствуете ли себя счастливым человеком?
– Кто его знает. Признаюсь, мое счастье измеряется не личными достижениями, а добрыми делами для земляков и успехами региона. Для меня счастье, когда в делах все хорошо и спокойно в регионе. Как можно чувствовать себя счастливым в данный момент, когда только что получил СМС о гибели человека на работе?! Сижу и думаю: все ли, зависящее от меня, я сделал, чтобы не было этих травм и трагедий?
– Мечты и планы лидского мэра...
– Все мои планы и мечты связаны с делом, с развитием Лидчины и Беларуси в целом. И слава Богу, что есть люди, которые меня понимают, верят в меня и идут за мной. С ними я смело иду вперед и готов брать любые высоты. Держим курс на повышение качества жизни людей и процветание нашей прекрасной страны.
Алла БИБИКОВА
Фото:автора, из архива героя