Судья Конституционного Суда: предлагаемые поправки в Конституцию расширяют гарантии прав граждан

Судья Конституционного Суда: предлагаемые поправки в Конституцию расширяют гарантии прав граждан

Кстати, наша нынешняя Конституция принималась в середине 1990-х годов.

 Запрос общества

1ц.jpg
Работа по изменению Конституции началась задолго до начала сбора предложений от граждан. Конституционный Суд в силу своих полномочий ежедневно исследует юридические акты нашей страны на предмет их конституционности. Аналитики Конституционного Суда подчеркивают: изменения в Основном Законе — закономерный и логичный процесс на данном этапе развития Беларуси. О том, как шла работа над новой редакцией нашей Конституции, мы поговорили с Натальей Карпович, заместителем Председателя Конституционного Суда, членом Конституционной комиссии.

— Работе Конституционной комиссии предшествовал сбор предложений от граждан. На ваш взгляд, насколько активно общество включилось в эту работу?

— Непосредственно в Конституционную комиссию поступило большое количество разнообразных мнений. Среди них более 1100 конкретных предложений о правках конституционных норм. Все они подробно анализировались. Кроме того, более 15 тысяч предложений предметно обсуждено на диалоговых площадках с участием представителей партий, профсоюзов, научных кругов, средств массовой информации, другой общественности. Прошли широкие научные дискуссии, конференции, на которых также рассматривались возможные поправки в Конституцию.
  • Например, предлагалось отразить в преамбуле Конституции такие ценности, как мир, безопасность, общественный прогресс, благополучие народа.
Граждане посчитали необходимым закрепить, что брак — это добровольный союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи, рождение детей и предполагает взаимные права и обязанности членов семьи.

Важным для белорусов является сохранение гарантий права на охрану здоровья, бесплатное лечение. Предлагались также нормы об экологической безопасности, роли природных ресурсов как народного достояния. В области образования предлагалось установить доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Звучало мнение о необходимости установить в Конституции запрет политических партий, других общественных объединений, целью которых является насильственное изменение конституционного строя, ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, а также запрет на финансирование общественных объединений из-за рубежа.

Ряд предложений затрагивали вопросы выборов, работы государственной власти.
  • Гражданами предложено, в частности, повысить требования к лицам для избрания на пост
Президента, увеличить срок полномочий Парламента, расширить компетенцию Конституционного Суда по рассмотрению жалоб граждан.

В окончательном тексте изменений Конституции найдут отражение не все эти предложения. Однако большая их часть использована в работе Конституционной комиссии, многие учтены в подготовленном проекте.

— О чем говорит запрос общества на изменение Конституции?

— Есть причины необходимости обновления нашего Основного Закона на данном этапе развития.

Прежде всего отмечу, что наша Конституция принималась в середине 1990-х годов. Это было постсоветское, непростое время, период становления государственности и социально-экономического уклада страны, новой правовой системы. Тогда требовалась концентрация государственно-властных полномочий для преодоления кризисных явлений, создания благоприятных условий для реформирования многих общественных отношений.
  • Сейчас настал новый этап развития нашего государства. Положения нашей Конституции необходимо актуализировать с учетом современных вызовов, чтобы и далее она являлась правовой основой социального прогресса, модернизации общества, роста благополучия человека.
Глава государства, давая старт конституционной реформе, определил ряд ее основных задач. Так, признано важным при сохранении сильной президентской власти, доказавшей свою эффективность, обеспечить ведущую роль Парламента в создании законодательных основ важнейших общественных отношений, расширить его кадровые и контрольные полномочия, повысить самостоятельность и ответственность Правительства, укрепить независимость судебной власти.

Поэтому, во-первых, в проекте изменений Конституции предусматривается соответствующее перераспределение и уточнение полномочий органов государства при сохранении баланса этих полномочий. Хочу отметить, что аналогичного рода изменения, отражающие вызовы времени, превалируют в ходе конституционных реформ, которые происходят в последнее время во всем мире.

Во-вторых, обращения граждан показывают, что многие социальные достижения государства, гарантии прав людей связаны непосредственно с действующим Президентом. Они стали реальностью нашей жизни, которая ценится людьми. Поэтому граждане хотят закрепить их на высшем правовом уровне — в Конституции. Ответом на такой запрос стала разработка конституционных норм о гарантировании государственной поддержки семьям с детьми, содействии государством духовному, нравственному и иному развитию молодежи, реализации ее потенциала в интересах общества. В проект включены также нормы об обеспечении равных возможностей пожилым людям, инвалидам и другие социальные гарантии.

В-третьих, расширяются политические права личности. Так, предлагается исключить конституционный запрет на участие в выборах лиц, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей, закрепить право граждан на создание политических партий и других общественных объединений и участие в их деятельности.

В-четвертых, велики ожидания в обществе таких изменений Конституции, которые бы отвечали на актуальные и широко обсуждаемые вопросы. Конституционной комиссией разработаны соответствующие предложения. Среди них — закрепление в Конституции норм о долге каждого вносить вклад в развитие государства и общества, об обеспечении безопасности использования атомной энергии в мирных целях и другие.

В-пятых, изменения связаны с общественным запросом, касающимся развития науки и технологий. Эра цифровизации обострила вопросы информационной безопасности, обнажила нашу уязвимость перед угрозами недобросовестного использования средств массовой коммуникации. Ответом стали нормы о защите персональных данных, безопасности их использования, положения о том, что государство содействует внедрению инноваций на благо общих интересов.

В-шестых, требуют реагирования новые вызовы, связанные с глобализацией, ее проявлениями, которые трансформировали функции национального государства, содержание прав и свобод личности. В новых условиях ясно обозначилась необходимость обеспечения безопасности общества, защиты суверенитета государства.

Основой противостояния этим вызовам является сохранение исторической памяти народа. В связи с этим хотелось бы отметить, что в своих конституциях государства все чаще стремятся подчеркнуть свои национальные и социально-культурные основы, отразить положения об общности исторической судьбы. Конституция воплощает в себе набор тех ценностей, за которые народ боролся на протяжении веков, отражает в чем-то похожий с другими нациями, но всегда уникальный путь общности людей к образованию конкретного государства и национальной самобытности.

Баланс конституционной преемственности и развития, отвечающего вызовам современной эпохи, будет гарантировать нормы о Всебелорусском народном собрании. Предполагается наделить его статусом высшего представительного органа народовластия, который формируется с участием всех ветвей власти и гражданского общества. На основе такого широкого состава Всебелорусское народное собрание призвано определять стратегию развития страны, принимать решения, направленные на обеспечение незыблемости конституционного порядка, преемственности поколений и гражданского согласия.

— Одно из предложений Конституционной комиссии, которое вошло в проект изменений и дополнений Конституции, — наделение дополнительными функциями Конституционного Суда. Как это может отразиться на жизни граждан?

— Конституционная комиссия одобрила предложения об установлении в Конституции новых полномочий Конституционного Суда. Например, введение конституционной жалобы, то есть прямого доступа граждан к конституционному правосудию.
  • В современном мире практика жалобы индивида в защиту его конституционных прав получила широкое распространение. Она существует в Австрии, Албании, Венгрии, Германии, Испании, Португалии, России, Чехии, Словакии, Словении, Швейцарии и других странах. Отмечу наличие особенностей моделей конституционной жалобы в каждом государстве, стремление адаптировать данный институт к реалиям жизни общества.
Предложено наделить Конституционный Суд полномочием по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод осуществлять проверку конституционности норм законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты. Это значит, что гражданином должны быть предприняты все возможности обжалования решения по делу в судах общей юрисдикции, прежде чем обратиться в Конституционный Суд.
  • Также отмечу, что конституционные суды многих стран проверяют конституционность вопросов, выносимых на общегосударственные референдумы.
Это обусловлено особой важностью решений референдума, обязанностью государства обеспечить реализацию права граждан на свободное волеизъявление. Предлагается наделить и наш Конституционный Суд такими полномочиями.
  • Еще одно предложение — определить роль Конституционного Суда в избирательном процессе, придав ему полномочия проверки конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.
СБ

#Конституция #референдум


Добавление комментария
CAPTCHA
*