Геноцид белорусов во время Великой Отечественной: почему не только немцы виноваты и почему молчали так долго? Рубрика «Будет дополнено»
Программа Игоря Тура на ОНТ.
День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны не случайно в последние годы дополнен темой геноцида белорусов. Генеральная прокуратура открывает все новые и новые факты массового уничтожения людей на территории нашей страны по национальному признаку.">
Причем нередко и в документах, и в показаниях свидетелей тех зверств особо подчеркивается – это делали не только немцы, но и карательные отряды под иными флагами. О слове «фашизм», которое мы слышим из уроков истории с детства, шире, чем нам казалось
22 июня для белорусов – особый день. Во всяком случае, я очень надеюсь, что такой он для всех нас – и уж точно я уверен, что это особый день для абсолютного большинства наших граждан. День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны мы трепетно сохраняем для новых поколений. Про героизм советского солдата, воина-освободителя, про миллионы погибших, про то, что эта трагедия коснулась каждой третьей семьи и так далее, – обо всем этом мы говорим много лет, напоминая, что эта война началась с нападения на нас Германии ночью 22 июня. Но в последнее время эта тема стала чуть особой. Скажем так, мы ее дополнили. И в сохранении памяти к жертвам фашизма мы добавили жертв геноцида. Почему?.. И почему только сейчас?.. Меня зовут Игорь Тур, и я дополню тему.
Начну издалека. Подвиг советского солдата, освободившего сначала свое Отечество, а затем и весь мир от фашизма, должен оставаться безальтернативно священным. Я допускаю, что по-разному можно относиться к каким-то сегодняшним политическим и иным решениям, допускаю, что можно не всегда в восторженных тонах говорить о власти, допускаю, что с разных сторон можно оценивать коммунизм, Советский Союз и товарища Сталина. Но я совершенно не допускаю того, что кому бы то ни было в Беларуси может быть позволено написать, сказать или даже подумать что-то в противовес нашей генеральной мысли «воины-освободители совершили подвиг на благо всего мира ценой своих жизней». Если такая «диктаторская цензура» вам не по душе – границы открыты, не сдерживайте себя и езжайте в те сопредельные страны, где вас будут с распростертыми объятиями ждать бородатые женоподобные мужчины на шпильках, трансгендеры и прочие НАТОвцы. Где культивируют якобы свободу мнений, но если мнение не то, вас с ним обязательно поимеют. Дай бог, чтобы не буквально.
Говорим ли мы нашим детям об этом достаточно часто? С детского сада, в школе, затем – в колледжах, институтах и университетах? Как по мне, достаточно. Хотя это и вопрос философский, с ним кто-то может не согласиться – мол, мало говорим о той войне, нужно больше.
Но в этой работе, назовем ее «идеологией», нет, к сожалению, четкой системы координат в оценке промежуточного результата. Нет – и не бывает, это невозможно. Кто как понимает – так и делает. Нельзя сказать, что это прямо катастрофа, но если в идеологии провал – то вот провал очень заметен. Потому что тогда головы успешно захватывает чужая идеология. Яркий пример, конечно же, Украина. Чуть меньше, но тоже ярко – сносящие памятники советским солдатам Литва, Латвия, Эстония… Но мы ведь и сами виноваты, правда? Потому что тоже просто смеялись с того анекдота про «пили бы баварское, внучек», помните? А нужно было не смеяться, а резать чужую идеологию. Резать не ножом, а своей идеологией…
Еще мы как-то стеснялись и упрощали сами себе жизнь. Спохватились в последние годы, и я думаю, вы заметили, как часто в медиаполе в последнее время звучит слово «фашизм».
В чем мы ошиблись?.. Допустим, в детском саду нашим юным гражданам мы рассказывали, какой нехороший мужчина по фамилии Гитлер напал на нас в 41-м. В школе мы им же позже рассказывали, что Германия, разъеденная фашизмом, напала на Советский Союз. В университетах, например на исторических факультетах, эти же дети, уже не дети, изучали причины и особенности развития фашизма в Германии, чуть реже – в Италии и Испании. Фашизм, на мой взгляд, в нашей идеологии был чрезмерно отождествлен с Германией и их союзниками. Эти слова на подсознательном уровне стали синонимами: «фашисты» значит «немцы». И когда речь шла о зверствах на территории Беларуси фашистов, в голове у всех складывался образ зверств немцев, гитлеровской Германии, только их и только него. То есть мы воспитывали детей, у которых в голове было так – «преступные зверства в Беларуси творили войска Германии».
Но было ведь не только так. Про польскую Армию Крайову в учебниках, конечно, было написано, но с большего – так, по касательной, на небольшой параграф. Про карательные батальоны Литвы и Латвии – одной строчкой, просто как сообщение, что были и они, но это все забывали в общем потоке…
Про нацистов Украины, которые в те времена сразу резали и взрывали поляков, затем то же самое делали против Советов, еще позже – против всех… Мы тоже об этом почти не говорили. Про коалицию вокруг Германии мы не особо акцентировали внимание, что это были за страны. Может, вам покажется, что я слишком категоричен… Но вы задайте, например, школьникам один вопрос – «кто виноват в гибели миллионов белорусов в 41–45-м?» Вы услышите «фашисты», то есть немцы, или «гитлеровская Германия». И с большего – все. Если упрощенно – зверствовали, заложено детям в голову, немцы. Это правда, но не вся. К геноциду белорусов, либо по национальному признаку, либо по причине того, что они хотели дружить с русскими, а не с кем-то еще, причастны также поляки, литовцы, латыши, эстонцы, украинцы. Не все, конечно, и отождествлять всех их сегодняшних граждан с фашистами неправильно. Но мы подобрались к вопросу «а почему о геноциде стали вспоминать в Беларуси только сейчас?».
Мы, безусловно, мирные люди. Но, возможно, мирными мы были чрезмерно. Зачем портить отношения с Варшавой, Вильнюсом и Киевом, напоминая им обо всей правде времен Великой Отечественной?
Удобнее было говорить правду не всю, чтобы мирно было, чтобы не портить и так не самые безоблачные отношения… Но говорить всю правду – справедливо. Даже если это не удобно – и даже если это не совсем мирно. Потому что, к сожалению, возьму на себя смелость утверждать, что из чрезмерного отождествления слов «фашизм» и «немцы» мы получили следующую проблему. Германии сейчас вроде как стыдно за Гитлера перед нами. Я не очень-то верю, но допустим. А раз им стыдно, то надо простить, мы простили, конфликт исчерпан. А те, кто был причастен к геноциду в Беларуси, кроме немцев, вообще вышли сухими из воды, белыми и пушистыми. И эти «белые и пушистые» наших граждан, тех, кого подвергали геноциду вместе с немцами, на этой иллюзии в 2020-м толкнули против таких же наших граждан. Используя плюс-минус ту же методологию геноцида, что и в Великую Отечественную, с преломлением на современность и на жертвы скорее не физические, а ментальные. И вот эту их белость и пушистость пора заканчивать. Сегодня День Всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. И вся правда в том, что мы сегодня должны почтить память не только воинов, погибших на фронте, и не только тех, кто погиб от рук фашистов-немцев. Но и тех, кто стал жертвой геноцида. Который был не только под флагом Германии. А еще – Польши, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.
Понимание этого очень пригодится нам в будущем. И уже нужно сегодня. Меня зовут Игорь Тур, и я дополнил тему.
ОНТ