Сегодня — Международный день слепых
Как помочь незрячим?
Сострадание, отзывчивость, милосердие… Эти добродетели не врожденные. Добру нужно учить, причем с детства. Такого мнения придерживаются не только воспитатели, педагоги, но и специалисты отделения дневного пребывания для инвалидов Вороновского ТЦСОН. В Международный день слепых заведующая отделением Ирина Янковская, специалист по социальной работе и по совместительству председатель районной организации БелТИЗ Данута Мотыленок провели тренинг-беседу с учениками 5 «А» класса Вороновской школы.
Легко ли быть «белой вороной»? Какие трудности испытывают люди с ограниченными возможностями? Как правильно им помочь? Ответы на эти и другие вопросы ребята искали, проходя испытания-тренинги. Упражнения со шрифтом Брайля и белой тростью, «Повадырь», «Слепая шнуровка» помогли им ощутить на себе тяжкое бремя инвалидности. Участвовать в заданиях хотел каждый. И, поверьте, заинтересованность детей — это непраздное любопытство. В процессе школьники пытались узнать больше подробностей о взаимодействии со слабовидящими и слепыми. И в конце классного часа любой из них мог назвать три основных правила помощи незрячим:
1) не стесняйтесь предложить помощь. Дотроньтесь до руки и спокойно спросите: «Вам помочь?» Если вашу помощь приняли, попросите человека взять вас под руку и идите на полшага впереди. Не нужно хватать его за руку и тащить за собой. Предупреждайте незрячего о препятствиях: ступенях, лужах или ямах. Описывайте обстановку вокруг настолько конкретно, насколько это возможно. При спуске или подъеме по ступенькам ведите его перпендикулярно к ним.
2) не усаживайте инвалида по зрению, подталкивая его к сиденью. Предложите сесть, а затем положите его руку на спинку стула или подлокотник. Пусть вас не обманывает то, что незрячий может носить очки: это облегчает ему ориентацию, но и в очках он нуждается в помощи. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его рукой, а дайте ему возможность самому свободно потрогать предмет.
3) за столом надо обеспечить безопасное место, чтобы незрячий человек при тесноте не опрокинул чайник с кипятком, посуду, блюдо с угощением или вазу с цветами. Если вы обедаете вместе с незрячим, рассказывайте ему о том, какую приносят пищу и как располагают ее на столе и на тарелке. Это поможет ему самому найти нужное блюдо. Также не следует ничего класть в тарелку незрячему человеку, не предупредив его о своем намерении.
«Цветик-семицветик», или Что желают дети
Пусть каждый увидит, как прекрасен мир…
Пусть незрячие люди встречают на своем пути только добрых помощников…
Пусть к инвалидам относятся, как и к другим людям…
Пусть дети рождаются здоровыми…
Пусть все мечты особенных людей сбываются…
Каждый должен любить и быть любимым…
Я хочу, чтобы мой одноклассник … выздоровел и смог наравне со всеми бегать и играть.
Галина Шлемпо.
Фото автора.