Апельсины, лаймы, бананы. Как житель Лиды выращивает экзотические фрукты
">
Жить без цветов, конечно, можно. Но как на свете без растений жить?!
Богатая красота природы еще в школьные годы пленила сердце Сергея Ярошевича. И где-то начиная с пятого класса, лидчанин стал посещать районный экологический центр детей и юношества (теперь центр экологии, туризма и краеведения. – Прим. авт.), где занимался в двух кружках – зоологическом и «Комнатное цветоводство». Увлечение школьника многообразным миром флоры из года в год крепло, поэтому нет ничего удивительного в том, что позже оно повлияло на выбор Сергеем высшего учебного заведения. Выпускник средней школы №1 поступил, как и планировал, в Гродненский государственный аграрный университет, по окончании которого получил специальность агронома.
Отработав восемь лет в экологическом центре детей и юношества, молодой человек устроился в ПП «Зеленхоз» (теперь служба зеленого хозяйства. – Прим. авт.) ЛГУП ЖКХ, где появились отличные условия для выращивания экзотических растений.
– Правда, – отмечает Сергей, – есть одно «но»: теплицы службы зеленого хозяйства отапливаются только в холодную осенне-весеннюю пору. Если бы тепло в них поддерживалось круглый год, достижений, несомненно, было бы больше.
И тем не менее, не считая цитрусовых: апельсинов, лимонов, мандаринов и их гибридов – в числе тропических плодов, которые смогли-таки выспеть на Лидской земле, – фейхоа, гуава, гранаты, ананасы и другие. Наиболее прихотливым, требующим много тепла и света растением оказался... банан. И хотя сами плоды выросли небольшими, длиной до 10 сантиметров, до чего же сладкими они оказались! Кстати, после плодоношения травянистое растение, которое обыватели по ошибке относят к пальмам, погибло. И это естественная закономерность банана: плодоносить, а затем отмирать.
Когда работа – продолжение хобби
В одной из теплиц службы зеленого хозяйства – море роз. Их здесь аж восемь тысяч! Прямые, ровные стебли увенчаны тугими бутонами, которые пока скрывают, какого цвета будут лепестки. «Пройдет еще недели две, и розы распустятся», – замечает Сергей, и я уже представляю себе, как же здесь будет красиво. Старший мастер направляется через цветочную «плантацию», в конце которой растут экзотические деревья. Вот эта красивая пара – фейхоа, единственное растение, которое по содержанию йода можно сравнить с морепродуктами. В теплице оно прекрасно себя чувствует и ежегодно плодоносит. Скорее всего, порадует урожаем фейхоа и в этом году: на деревьях уже появились первые розово-красные цветы.
Цветы и плоды фейхоа
Чуть поодаль растет инжир, на котором также не раз вызревали плоды. Те самые смоковницы, винные ягоды, или фиги, как еще называют съедобные дары этого субтропического дерева. Смоковница служит человечеству уже 5 тысяч лет. Именно о фиговом дереве повествует Библия в описании райской жизни Адама и Евы. Упоминается оно и в иных мировых религиях.
В другой теплице – мини-ботанический сад, в котором представлено порядка трех сотен редких растений. В их числе – окутанная тайнами и легендами мурайя. Этот кустарник во времена средневековых японских императоров охраняли так же, как и наследников престола. А все потому, что из листьев, цветков и плодов готовили «эликсир жизни». Считалось, что даже вдыхание аромата мурайи делает человека здоровым, красивым и умным.
А вот и самый длинный представитель цитрусовых – цитрон пальчатый, или рука Будды. Такое название растение получило из-за необычных плодов, которые похожи на кисть бананов или на щупальца. Любопытно, что плоды в пищу практически не употребляются, так как мякоти в них практически нет, а цедра обладает горько-кислым вкусом и используется в кулинарии лишь после вымачивания.
Есть здесь и лайм кафрский, листья в форме восьмерок которого тайцы активно используют в своей кухне вместо популярного у нас лаврового листа.
Кстати, лавр и лимоны сортов «павловский», «мейера», а также цитрон в теплицах службы зеленого хозяйства активно разводят, а затем продают росточки населению в фирменном магазине ЛГУП ЖКХ.
И чем не дерево Мира?!
И тут мое внимание привлекло деревце, на котором красовались крупные, граммов так по 300-400, плоды. Это выросли лимоны сорта «пандероза» (гибрид грейпфрута, лимона и цитрона), вес которых в открытом грунте достигает одного килограмма! Буквально сегодня один из плодов «спрыгнул» на землю (видно, созрел окончательно), и коллегам, которые помогали ухаживать за растением, уже не терпелось попробовать упавший с ветки огромный желтый круглыш.
Замечаю, что растение, подарившее плод, не совсем обычное. Присмотревшись к нему повнимательнее, можно заметить, что ветви, которые отходят от ствола, разные. На одних листья крупнее, на других мельче, третьи и вовсе в виде цифры «восемь». А еще в глаза бросаются таблички (с датами и названиями сортов), которыми, словно новогодняя елка, увешан лимон. А лимон ли это вообще? Какое-то странное дерево...
– Это дерево-сад. Так называют деревья, к которым привито сразу несколько сортов растений или культур. В частности, на этом – 8 разных сортов цитрусовых: лимон «пандероза», апельсин «моро», мандарин «уншиу», лайм кафрский, сладкие лаймы – лиметты сортов пурша и «дольче романо», кумкват «Маргарита» и цитрон «рука Будды»,– увидев мое недоумение, пояснил Сергей. – А привиты они к ветвям дички – деревца, выращенного из косточки апельсина. Растение в 2014 году отдал в теплицу коллега: дома апельсину уже некуда было расти – упирался в потолок.
Старший мастер также рассказал, что в городе Сочи Краснодарского края есть уникальное дерево Дружбы. Для получения морозоустойчивых сортов в крону дикого лимона ученый Зорин последовательно прививал японские мандарины, испанские апельсины, китайские и итальянские лимоны, грейпфруты – всего 45 видов и сортов цитрусовых. Позднее дерево решили назвать деревом Дружбы. На сегодняшний день на нем сделано более 630 прививок руками глав многих государств, видных общественных и политических деятелей, космонавтов, ученых и представителей культуры.
– Не дерево Дружбы, а дерево Мира! – предложила я новое название для дерева-сада. – Это же так символично в 2023 год – Год мира и созидания. Ведь различные цитрусовые на одном стволе живут в мире и согласии, как в Беларуси люди разных национальностей, – аргументировала я свои доводы.
– Это я их дружить заставляю: подрезаю более неприхотливые сорта, которые растут активно, чтобы они не заглушили «нерешительные», более слабые побеги, – парировал старший мастер.
...Уже готовя материал к печати, из открытых источников узнала, что, если на один «скелет» растения «насажены» сорта одной культуры (к примеру, несколько сортов яблонь), это многосортовое дерево. А если несколько разных культур – абрикос, слива, алыча, – его называют мультидеревом. Выходит, Сергей вырастил именно мультидерево.
В числе соседей дерева-сада, которые порадовали лидчанина плодами, апельсин «моро», сочная мякоть которого имеет непривычный кроваво-красный цвет, кумкват, а также лиметта пурша, сладкие плоды которой по вкусу напоминают мандарин, а по запаху – лимон.
Цитрусовые с дачи – к новогоднему столу!
Многообразный мир флоры сопровождает Сергея не только на работе, но и дома. В квартире, на застекленном балконе, растет свыше 200 сортов орхидей самых различных расцветок, вплоть до черной. У такого увлеченного человека и на даче без растений никак. Специально для своих «любимок» хозяин даже перестроил веранду, сделав ее потолок прозрачным. Теперь тут зимний сад.
Из сотни сортов представителей флоры, что «живут» на даче Сергея, большинство также составляет экзотика, в том числе тропические плодовые деревья: апельсин, чирония, лайм «Таити», лимон «лунарио», лимон «мелароза», лайм «рангпур» и другие. Диковинные растения Сергей покупает и выменивает у отечественных владельцев питомников. Из последних приобретений в открытом грунте прижилась азимина – банановое дерево, адаптированное к белорусскому климату.
И хотя выращенные на лидской земле тропические плоды по размеру получаются меньше, чем их собратья на родине, по вкусу и аромату они дадут фору любому магазинному фрукту. А до чего приятно собрать урожай экзотических лакомств под Новый год: лаймы, лимоны и апельсины с дачи Сергея не раз становились изюминкой праздничного стола!
Плодами не радует лишь капризное манго. Его лидчанин холит и лелеет уже целых три года, и в прошлом году пышную крону растения украсили было ароматные бело-желтые соцветия, появились завязи. Однако как тропическое растение подарило надежду, так и лишило ее: спустя несколько дней все до единого цветы осыпались. Но и манго рано или поздно сдастся, уверен Сергей Ярошевич.
Несомненно, плодоношению экзотических фруктов способствует в первую очередь создание благоприятных для растений условий. Внимания со стороны человека представителям флоры требуется ой как много, поэтому им посвящены все субботы Сергея. И это не говоря про лето: в жару ухаживать за растениями приходится и того чаще – через день.
Соцветие ананаса
При выращивании экзотических фруктов, помимо трудолюбия, не помешает запастись еще и терпением, ведь ждать плодов от некоторых растений приходится достаточно долго. Если от укорененных верхушек ананасов фрукты в комнатных условиях появляются через 2-3 года, то «детки» банана порадуют плодами лишь через 3-5 лет, а от выращенных из семечки цитрусовых до первых плодов пройдет и вовсе лет 15-20.
Однако мой собеседник убежден:
– Время проходит быстро. А радость, которую дарит красивый и здоровый вид растений, их очаровывающее цветение и восторг от сбора собственноручно выращенного урожая ни с чем не сравнить! Лично я получаю от этого большое эстетическое удовольствие. Нравится все: процесс ухода за растениями, ожидание цветения, первое плодоношение и, конечно, дегустация заморских диковинок, которые в наших магазинах не продаются.
lidanews.by