Золотые руки Виктории Семашко
Не сидится дома и не отдыхается на пенсии Виктории Александровне Семашко из Вороново. В свои 80 лет она помогает по дому племяннице, с которой проживает вместе, держит небольшое хозяйство и дает уроки рукоделия людям с ограниченными возможностями. Женщина посещает отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов Вороновского ТЦСОН.
— Пять кроликов и пять курочек — вот и вся моя живность теперь, — рассказывает Виктория Александровна. — А в былые времена уход за животными в целом колхозе был моей задачей. Родилась я в небольшой околице-деревушке Семашко, что в Волковысском районе, осенью 1940 года. Отец мой ушел на фронт, но из-за контузии его демобилизовали. Я была старшим ребенком в семье и помощницей маме, нянюшкой для младших братьев. Ходила в школу, которая перемещалась из деревни в деревню, из одной сельской хаты в другую. Так окончила семь классов. Встал вопрос о поступлении в техникум. Но в нашем колхозе строилась средняя школа, решила остаться. К слову, на ее возведении работал и мой отец — знатный строитель. Думаю, благодаря его большим усилиям школа и открылась досрочно.
После десятилетки поступила в Волковысский сельскохозяйственный техникум на ветфельдшера. Окончила его с красным дипломом и по распределению приехала в Вороновский район. Некоторое время трудилась на заболотском ветучастке, позже — на больтишском. А потом председатель колхоза имени Чапаева Владимир Павлович Шапиро «переманил» меня к себе. Проработала ветврачом 16 лет. Трудилась на совесть. Как сейчас помню, летом колесила на велосипеде, зимой — на подводе или пешком добиралась. Сначала зарплата была 90 рублей, а потом и до 190 выросла. Появилась финансовая возможность — и я купила себе мотоцикл. Подспорье хорошее было.
Заслужила авторитет у местных жителей — никогда не отказывала в помощи. Ведь люди держали большое личное хозяйство и часто обращались за советом и лечением животных. Ценило меня и руководство — даже квартиру выделили. Колхоз в те времена часто занимал первые места в соревнованиях по удою молока, по сохранности поголовья. За это время успела окончить заочно Витебский ветинститут. Не знаю, как и сумела выдержать такие нагрузки.
После расформирования нашего колхоза перешла работать в Вороновскую ветеринарную лабораторию. Работа была для меня новой, но мое упорство помогло освоить и эту науку, тем более за плечами был немалый профессиональный опыт. Так и набежало больше 45 лет трудового стажа, 12 лет проработала уже на пенсии.
В колхозе рабочий день длился с четырех утра до полуночи — какое уж тут хобби? А вот когда перешла в лабораторию, нормированный рабочий график позволил заняться рукоделием. По вечерам вязала и одежду, и салфетки, и картины, и другие украшения для интерьера.
Потом здоровье начало подводить, инсульт, два инфаркта пережила… Мне дали вторую группу инвалидности. Вступила в районную организацию БелОИ, активно участвовала во всех мероприятиях, куда звали. Много мы поездили по городам Беларуси, увидели достопримечательности. Недавняя экскурсия была в Тростенец и Хатынь, теперь вот небезопасно стало из-за коронавируса — никуда не выезжаем. С недавних пор меня пригласили посещать отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном центре. Мне понравилось: общения много, да и пользу еще могу принести в свои годы. Вязание стало способом самовыражения и самореализации. В Центре организовывают мои выставки декоративно-прикладного творчества, приглашают дать мастер-классы по вязанию, провожу иногда занятия с посетителями отделения. Всегда при деле, — на позитивной ноте завершила свой рассказ Виктория Александровна.
Галина ШЛЕМПО.