Президент передаст полномочия парламенту? Анализируем с экспертом предложения диалоговой площадки по конституционному реформированию и партийному строительству
В дискуссии приняли участие более 40 человек, почти половина из них – представители гражданского общества. Поступившие предложения обсуждались в формате открытого микрофона с учеными, экспертами и представителями органов госуправления. И вот какие тезисы вошли в проект итогового документа, обобщившего работу региональной площадки. В дальнейшем они будут рассмотрены на уровне республики и вынесены на Всебелорусское народное собрание.
– Начало нашей работы было наиболее важным и ответственным, – рассказал первый проректор ГрГУ имени Янки Купалы, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Олег Романов, выступивший в качестве модератора диалога. – Обсуждалась возможная модель конституционного строя Беларуси, внесение изменений в государственное и общественное устройство. Консолидированным стало мнение о переходе к президентско-парламентской республике с частичной передачей полномочий от Президента к парламенту, при этом роль Главы государства по-прежнему должна остаться достаточно высокой. Почему именно эта модель была одобрена большинством? Для политической культуры страны характерно стремление к персонификации государственной власти. Опыт постсоветского развития показал, что тип государственного устройства с сильной фигурой лидера является оправданным. В то же время чрезмерная концентрация полномочий в одном лице может препятствовать принятию тех или иных решений. Мы искали подход, при котором будут максимально обеспечены принципы системы сдержек и противовесов, не позволяющие создать перекос в сторону одной из ветвей власти. Это обеспечит соблюдение прав и свобод граждан, объективное принятие и реализацию решений.
Было предложено, чтобы парламент, а не Президент назначал республиканские референдумы, внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики. Прозвучала также инициатива наделить высший законодательный и представительный орган страны правом назначать и освобождать от должности председателя и членов ЦИК, председателей и судей Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора, уполномоченного по правам человека, если такая должность будет введена. Президент при этом будет возглавлять исполнительную власть, выступать Главой государства и Верховным главнокомандующим, заключать международные договоры, формировать правительство, принимать указы и другие акты, которые не приравниваются к законам, а по юридической силе подчиняются законам. У Президента, по мнению большинства участников диалога, должно сохраниться право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством депутатов.
В части совершенствования местного управления и самоуправления участники диалога выдвинули предложение о том, чтобы руководители местных исполнительных и распорядительных органов избирались, а не назначались. Конкретные тезисы были выдвинуты касательно самой избирательной системы: в первую очередь обсуждался переход от мажоритарной к пропорциональной или смешанной избирательной системе и введение единого дня голосования.
– После обсуждения этих вопросов участники площадки пришли к мнению, что резкий переход к пропорциональной избирательной системе в данный момент нецелесообразен, – пояснил Олег Романов. – Причина этому – недостаточная развитость и авторитетность политических партий, которые должны быть активными участниками избирательного процесса. Поэтому предлагается постепенный переход от мажоритарной к смешанной системе выборов. Параллельно общественно-политическая активность и роль партий будет усиливаться. Для этого могут быть внесены изменения в закон о политических партиях в части сокращения количества учредителей до 500-700 человек.
В случае введения смешанной системы избрание одной половины депутатов парламента должно осуществляться по одномандатным округам, а второй – по партийным спискам. Такой порядок не позволит более крупным партиям монополизировать власть и обеспечит представительство в парламенте непартийных кандидатов. Единый день голосования экономит государственные средства и, по мнению многих, действительно может быть введен.
Острые дебаты вызвало предложение отменить смертную казнь. Прийти к единому мнению по этому вопросу присутствующие не смогли. Было определено несколько возможных вариантов: исключить из Конституции часть 3 статьи 24, которая предусматривает смертную казнь как исключительную меру наказания за особо тяжкие преступления, и только согласно приговору суда, или сохранить, убрав при этом данный вид наказания из Уголовного кодекса или временно приостановив применение смертной казни до окончательного решения.
Среди прочих в итоговый проект вошли предложения ввести должность уполномоченного по правам человека, расширить круг лиц, имеющих право на обращение в Конституционный суд, сократить функции Комитета государственного контроля, ограничив контроль за исполнением республиканского бюджета или преобразовав данный орган в контрольную палату.
Анна РАДЮК
https://grodnonews.by/