Защита прав потребителей: покупка и продажа товаров в интернет-магазинах

Общество 24 мая 20 1429
22 мая 2020 года в Пресс-центре Дома прессы состоялась пресс-конференция на тему: «Защита прав потребителей: покупка и продажа товаров в интернет-магазинах».



 Участие приняли:

  • Гаврильчик Инна Анатольевна – начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;




  • Мажейка Ольга Александровна – заместитель начальника управления государственного надзора за техническими регламентами и метрологического контроля Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.




Интернет-магазины в настоящее время стали привычным местом совершения покупок. Ускорение этому процессу придали современные вызовы, требующие дистанцирования и бесконтактных методов приобретения товаров, а также доступность и мобильность интернет-коммуникаций.

Говоря о количестве интернет-магазинов в стране Инна Гаврильчик отметила, что за последние 5 лет было зарегистрировано 10 922 интернет-магазина, всего же в торговом реестре Республики Беларусь числится 23 289 интернет-магазина. Из них 11 200 (47%) –юридические лица и 12 415 (53%) – индивидуальные предприниматели. Доля товарооборота интернет-магазинов в 2018 г. в общем объеме составила 3,7%. «Если рассматривать как развиваются интернет-магазины по регионам, то первое место у г.Минска – 14 797, второе у Минской области – 3 637, затем идет Брестская область – 1 316, далее Гомельская область – 1 076 и Гродненская область – 997, совсем немного отстает Могилевская область – 906 и на последнем месте Витебская область – 886», – сказала Инна Анатольевна.

В своем выступлении Инна Гаврильчик сообщила, что непредоставление информации о товаре является основанием для расторжения договора купли-продажи и возврата денег потребителю и влечет административную ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин: «Продавец обязан заключить договор купли-продажи товара по цене, указанной на сайте в момент заказа его потребителем. Договор считается заключенным, когда потребитель заказал товар».

Инна Анатольевна также обратила внимание, что в последнее время достаточно часто в интернет-магазине реализовывают товар, бывший в употреблении: «Еще одна проблема, это когда люди покупают товар, например, мобильный телефон, как новый, а впоследствии при эксплуатации и обращении в сервисный центр выясняется, что телефон уже был в ремонте. В данном случае наблюдается недобросовестное поведение продавца, и покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи. Продавец обязан разместить рядом с наименованием товара информацию о том, что товар был в употреблении, в товаре устранялся недостаток (недостатки), об имеющихся в товаре недостатках».



В своем выступлении Инна Анатольевна назвала еще одну проблему, с которой зачастую сталкивается покупатель: «Интернет-продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты товаров – наличную или безналичную. Также интернет-продавец обязан разместить на сайте интернет-магазина образец документа, подтверждающего факт приобретения товара (кассового чека), который продавец обязан выдавать потребителю вместе с товаром».

Также Инна Гаврильчик сообщила о перечне товаров, продажа которых в интернет-магазинах не допускается. К ним относятся: алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво, биологически активные добавки к пище, ветеринарные средства, оружие и патроны к нему, пиротехнические изделия бытового назначения, семена мака, табачные изделия и жидкости для электронных систем курения, а также ювелирные изделия.

Завершая свое выступление, Инна Анатольевна обратила внимание на запрет продажи товаров через социальные сети, так как социальные сети, созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь; владельцы социальных сетей или управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь; продажа товаров физическими лицами через аккаунты в социальных сетях – незаконная предпринимательская деятельность. И назвала риски покупок в социальных сетях: отсутствие связи с продавцом после оплаты товара, отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар.

В свою очередь Ольга Мажейка обратила внимание на то, что товары, реализуемые с помощью интернет-площадок, как и в стационарной торговле, на рынках, должны быть безопасными и соответствовать заявленным свойствам и характеристикам: «Ввиду своей виртуальности совершить какие-либо нарушения в данном сегменте, исчезнуть, оставив потребителя с небезопасным и некачественным товаром, обманувшим его ожидания проще. Кроме того, запрещенный к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь товар чаще всего всплывает в сети Интернет или в объектах несанкционированной быстрой и мелкой торговли».



На вопрос о том, как потребителю можно удостовериться, что товар соответствует требованиям, Ольга Александровна посоветовала спрашивать у продавца о наличии подтверждающих документов – сертификатов или деклараций соответствия: «Конечно, максимально интересуйтесь информацией о товаре. В этом плане рекомендуется обратиться к реестру «Опасная продукция» на портале «Качество.бел» или сайте Госстандарта. Это поможет избежать покупок небезопасных товаров».

Ольга Мажейка также заявила, что надзор в сегменте интернет-торговли является достаточно новым вызовом для контрольно-надзорных органов республики, но вместе с тем территориальными органами Госстандарта намечен и проводится мониторинг интернет-ресурсов на предмет достаточности и достоверности представленной информации о товаре для потребителя, наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, реализации продукции запрещенной к ввозу и обращению на территории Республики Беларусь: «При выявлении нарушений субъекту хозяйствования направляются рекомендации об устранении нарушений, информируется МАРТ – для признания такой рекламы ненадлежащей и Мининформ – для ограничения доступа к таким интернет-ресурсам».

В Беларуси стремительно развиваются интернет-магазины! Особенности их работы по регионам, а также, сколько в среднем длится жизнь интернет-магазина? По каким видам товаров больше всего поступают жалобы в МАРТ? Что делают продавцы интернет-магазинов для привлечения покупателей? И как потребителю обезопасить себя от обмана при покупке товаров в Интернете? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти в полной версии видеозаписи пресс-конференции ">по ссылке

Материалы, предоставленные спикерами доступны по ссылке

Бородич Надежда

http://www.dompressy.by/
Добавление комментария
CAPTCHA
*