Интерактивный календарь, обучающая нейросеть и музей Лего. В Гродно определят победителей областного тура конкурса «100 идей для Беларуси»
Всего будет представлено 26 проектов.
Проект БРСМ «100 идей для Беларуси» – уникальная инициатива. Впервые объединив молодых изобретателей со всех уголков страны в 2011 году, он продолжает ежегодно раскрывать новые имена талантливой белорусской молодежи, которая полна свежих идей и желания их реализовать. В этом году конкурс молодежных инициатив проходит в 12-й раз. На Гродненщине уже прошли зональные туры, победители которых презентуют свои идеи на областном уровне 19 января в Гродненском городском центре культуры по улице Врублевского, 33. Всего будет представлено 26 проектов в различных номинациях.
– Конкурс «100 идей для Беларуси» с каждым годом набирает обороты. Участие в нем принимают молодые люди в возрасте от 14 до 31 года, авторские коллективы и молодые ученые (доктора наук до 40 лет, кандидаты наук, аспиранты, магистранты – до 35 лет). Молодежь Гродненщины традиционно достойно проявляет себя на всех уровнях. Неоднократно наши ребята становились призерами и победителями республиканского тура конкурса, – рассказала второй секретарь областного комитета БРСМ Наталья Станюкевич. – Проекты, которые ребята представляют на областном туре в новом сезоне конкурса, актуальны для нашей страны, каждый из них имеет свою значимость. Многие относятся к социальной сфере, есть и технические разработки.
Группа учащихся Гродненского колледжа бытового обслуживания населения на областном туре представит серию интерактивных календарей «Я вырос здесь, и край мне этот дорог». Это разные по форме и вариантам размещения календари – настенные, настольные и карманные, содержащие не только числа месяцев, но и познавательную информацию. Например, на разворотах интерактивного настенного календаря «Судьба моя – Беларусь» расположена краткая информация о людях, удостоенных звания Героя Беларуси. Карманный календарь посвящен шести областным центрам Беларуси, настольный вариант календаря – историческим памятникам и известным местам Беларуси. Есть также календарь с интеллектуальными викторинами. На каждом календаре размещен QR-код, отсканировав который, каждый откроет для себя еще больше информации, чем удалось вместить на страницы календаря.
– Проект был задуман в честь Года исторической памяти с перспективой дальнейшего формирования у молодежи гражданско-патриотических качеств. Современная молодежь не проявляет особого интереса к чтению книжных изданий, изучению научно-популярной литературы, не всегда ориентируется в исторических событиях. Свои интерактивные календари разрабатывали, учитывая этот факт. Разработчики проекта – учащиеся колледжа Виолетта Юцевич, Марта Савчук, Виктория Усс, – рассказала руководитель проекта, куратор группы Наталья Груша. – Ко Дню матери мы с детьми делали поздравительные календари. Очень понравилась эта идея Виолетте из моей группы. Когда она узнала о конкурсе «100 идей для Беларуси», предложила попробовать сделать интерактивный календарь патриотической направленности. Помню, Виолетта в час ночи написала мне сообщение: «Наталья Юрьевна, вы спите? Я тут увидела, что БРСМ проводит конкурс, у меня есть идея, давайте поучаствуем». На следующий день на информационном часу собрались, чтобы обсудить.
Такие календари, по словам разработчиков, являются не просто отличным подарком и украшением, но и хорошим помощником при организации воспитательных мероприятий.
– Молодежь таким образом знакомится с родным краем, людьми, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны, посвятили свою жизнь труду на благо Родины, героями, которые пожертвовали своей жизнью, спасая других. Их жизненный подвиг – это пример для каждого из нас. Любовь, уважение, гордость за любимую Беларусь, героическое и историческое прошлое нашего народа, культуру и традиции, красоту родной природы можно и нужно реализовать и через печатные издания в форме интерактивного календаря с использованием информационных форм, популярных среди молодежи, – уверена Наталья Груша.
Учитель математики и информатики средней школы №3 г.Ошмяны Александр Бизукойть на областном туре конкурса представит проект «Использование искусственных нейронных сетей в образовании».
В последнее время все больше людей говорят о так называемых нейронных сетях, которые с каждый годом охватывают все больше сфер человеческой жизни: промышленное производство, медицину, искусство. Что это за сети, как они работают и чем могут быть полезны для нас? Как объясняет Александр, нейронные сети помогают компьютерам принимать разумные решения с ограниченным участием человека. По сути, компьютеры просто учатся обрабатывать данные таким же способом, как человеческий мозг.
– Мой проект имеет три направленности. Первая заключается в создании и проведении мастер-классов по искусственным сетям, которые уже можно использовать на учебных занятиях. Для их проведения уже готова база нейронных сетей. Второй тур проекта – создание приложения либо сайта, который будет сборкой этих сетей, третий – разработка собственной искусственной нейронной сети, которая будет являться помощником для учителей и учащихся. Эти два тура пока на стадии планирования и идеи. К областному туру планирую подготовить демо-версию третьего тура. Она наглядно покажет, как все будет работать, – поделился Александр. – Как учитель информатики увлекаюсь и интересуюсь всем, что касается информационных технологий. Искусственные нейросети – довольно молодое направление, которое стремительно развивается.
По задумке Александра, планируемая нейросеть станет для учащихся своего рода домашним учителем: она не даст школьнику готовый ответ на ту или иную задачу, а поможет ему решить ее с помощью наводящих вопросов.
– Допустим, такая ситуация: учащемуся 9 класса задали в качестве домашнего задания решить примеры, но он не понимает, как это сделать. У него два пути. Первый – обратиться к родителям. Но если они не помогут разобраться, остается только вариант зайти в интернет. А там уже будет только ответ и никакого объяснения. Моя нейронная сеть будет именно помогать, как учитель помогал бы ученику в школе, то есть не давал бы сразу ответ, а направлял его к правильному решению, объяснял, – пояснил свою идею учитель математики и информатики СШ №3 г.Ошмяны.
Педагог дополнительного образования Щучинского дворца творчества детей и молодежи Анна Пронько прошла в областной тур конкурса «100 идей для Беларуси» с инициативой создать в Щучине мини-музей Lego. По задумке, в нем будет организован демонстрационный зал, где разместятся готовые лего-проекты, лего-игрушки и лего-роботы.
– В мини-музее будут представлены экспонаты из лего-конструктора, которые собраны ребятами как на занятиях в объединениях по интересам, так и самостоятельно в свободное время. Также будет предусмотрена отдельная зона, где поклонники конструктора после небольшой экскурсии смогут разместиться в окружении кубиков и собрать из них то, что подскажет фантазия. Педагогом будут проводиться экскурсии на платной основе. За вырученные деньги мы планируем пополнять коллекции и расширять экспозиции, – рассказала об идее Анна.
На базе Щучинского дворца творчества детей и молодежи не первый год функционирует объединение по интересам «РоботоЦентр». Посещение мини-музея, по словам Анны Пронько, поможет продуктивнее проводить работу по привлечению детей и подростков к занятиям конструированием и робототехникой. Мини-музей Лего будет единственным в своем роде в Гродненской области и станет визитной карточкой Щучина. Подобный музей есть только в Минске.
Победители областного тура конкурса «100 идей для Беларуси» представят нашу область на республиканском этапе в Минске.
Дополнительно в телеграм-канале областного комитета БРСМ выберут лучшие проекты онлайн. Голосование уже началось!
Диана СИДОРКЕВИЧ
Фото:из архива героев