Кодекс широких возможностей и больших перспектив. Ректор ГрГУ имени Янки Купалы Ирина Китурко о новациях в системе образования страны и их реальной пользе для общества
Своим видением, чего ожидать от изменений в кодексе, с нами поделилась ректор ГрГУ имени Янки Купалы.
В Беларуси утверждена новая редакция Кодекса об образовании. Закон, которым он утверждается, Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 31 января. Это событие не стало неожиданностью: обсуждение проекта изменений длилось больше года. За это время прошли два парламентских чтения, были проведены отдельные парламентские слушания с участием профессиональной общественности. Новая редакция Кодекса об образовании начнет действовать с сентября этого года. Многие эксперты и представители педагогической общественности говорят о том, что все новации, внесенные в документ, будут полезны системе образования страны.Своим видением, чего ожидать от изменений в кодексе, с нами поделилась ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Ирина Китурко. По ее словам, каждая поправка имеет большое значение для всей системы образования. Перед беседой с нами ректор определила ТОП новаций, которые, с ее точки зрения, значительно повлияют на качество образовательного процесса, в том числе в высшей школе.
С учетом мнений всех заинтересованных
– Ирина Фёдоровна, как Вы считаете, в чем заключается необходимость вносить изменения в систему образования?– Кодекс об образовании – это основной документ, по которому работает система образования в нашем государстве. И те изменения, которые вносятся в него, очень важны на данном этапе нашего развития. Они действительно определены временем, ведь за все эти годы система образования шагнула далеко вперед, в ней усилилась конкуренция, появились новые вызовы. Произошли и внутренние изменения – поменялись требования к специалистам, к их компетенциям, мы все чаще стали говорить о кластерном подходе. При этом кодекс оставался прежним, в нем не было предусмотрено многих моментов. Важно понимать, что Кодекс об образовании – это не «кабинетный» документ, который создавался каким-то узким кругом людей. В его разработке принимали участие все стейкхолдеры образовательного процесса. Были учтены мнения представителей учреждений высшего, среднего, среднего специального, дошкольного образования, родителей, учителей и учеников, студентов и, что очень важно, заказчиков кадров. Было организовано широкое вовлечение общественности. Поэтому уверенно скажу: это продукт большого и плодотворного сотрудничества заинтересованных людей.
– Какое из изменений в документе можете выделить в первую очередь?
– В новом кодексе явно прослеживается свежий взгляд на систему образования в целом. Это видно начиная с первых страниц документа, с глоссария. Там появились новые определения, термины, понятия, которых еще 10 лет назад не существовало. Расширяется само понятие «образование». Констатируется, что образование – это не только развитие личности, но и приобретение ею компетенций, которые потом можно применять в разных сферах жизни на благо себя и своей семьи, страны и народа.
Очень важной концептуальной новацией в кодексе, к слову, как и в проекте обновленной Конституции, является усиление патриотической и воспитательной составляющей. Я убеждена, что чувство патриотизма – это главное чувство, которое должно быть присуще истинному гражданину своей страны. А потому очень важно воспитывать его в наших юных белорусах с ранних лет. Чтобы в школу, а позже в университет или колледж молодежь приходила с уже сформировавшейся позицией, с чувством любви к Родине, с пониманием того, что будущее страны – в наших руках и что только своими добрыми делами и трудом можно прославлять свою страну и народ. Именно поэтому патриотизм проходит лейтмотивом в новом Кодексе об образовании.
– Несмотря на новую редакцию, в кодексе сохранились основные положения, на которых все эти годы держится система образования.
– Совершенно верно. Речь, к примеру, о равноправии в получении образования, о социальной поддержке обучающихся. У национальной системы образования есть лицо, и, внедряя новеллы, мы его не потеряли. И это позволило сегодня подойти к гармонизации системы образования Беларуси с мировым образовательным пространством. Это важное концептуальное новшество.
Продолжая тему международного сотрудничества, хочу отметить новый пункт в кодексе, где сказано о грантах для иностранных граждан на обучение в нашей стране. На мой взгляд, это необходимо для популяризации и укрепления международного имиджа национальной системы высшего образования. Как показывает практика нашего университета, если иностранным студентам понравилось учиться у нас, они, вернувшись на родину, мотивируют своих сограждан получать образование в Республике Беларусь.
Широкие возможности для каждого
– Активному общественному обсуждению подвергся пункт, где говорится об инклюзии. Что под этим понимает обновленный Кодекс об образовании?– Действительно, это так, и неспроста: это совершенно новые подходы, которых ранее в кодексе не было. Инклюзия подразумевает закрепление в кодексе гарантии того, что образование в нашей стране может получить каждый человек, независимо от возраста, пола, социального статуса, состояния здоровья, географического места расположения. Стоит понимать, что инклюзия не просто обучение людей с ограниченными возможностями. Это широкие возможности для каждого белоруса и очередное проявление социальной ориентированности нашего государства.
– Давайте более подробно остановимся на изменениях в системе высшего образования.
– Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это то, что кодекс повышает самостоятельность учреждений высшего образования. Купаловский университет расположен в регионе. И, безусловно, мы должны оперативно и эффективно реагировать на его потребности, что мы и делаем: сегодня более 92 процентов наших выпускников остаются работать на Гродненщине. Новые положения кодекса дают нам еще больше полномочий, которые позволят работать на опережение. Так, новый кодекс позволяет вузам формировать примерные учебные программы, то есть более 50 процентов вариативного компонента мы сможем вносить сами, согласовывая их с заказчиками кадров, подстраиваясь под потребности региона. А мы помним: сильные регионы – сильная страна. Это одно из направлений Программы социально-экономического развития Беларуси.
– Претерпели изменения также статьи, где говорится о целевой подготовке студентов.
– До сих пор целевая подготовка была ограничена географией. Направление на обучение абитуриентам могли выдать лишь организации и предприятия сельских населенных пунктов и городов с населением не более 20 тысяч человек. Но мы говорим о том, что подготовка должна быть практико-ориентированной, в ней должен быть заинтересован наниматель.
Расширение целевой подготовки, с нашей точки зрения, вызовет заинтересованность нанимателей в формировании учебных планов и программ. Таким образом, работодатель будет принимать непосредственное участие в том, как проходит подготовка его будущего сотрудника, какими компетенциями он будет обладать на выходе и насколько будет способен применить их на практике. Это будет своего рода кластерный подход, где объединятся усилия учреждений образования, нанимателей, абитуриентов и других субъектов.
Сотрудничество вузов
– В новом кодексе, кроме всего прочего, появились нормы, которые направлены на более активное взаимодействие университетов внутри страны. Как Вы думаете, чего ждать от такого сотрудничества?– Речь идет о сетевом взаимодействии. Сегодня стало понятно, что в последние годы сетевая форма почему-то все больше применялась для обучения студентов с зарубежными вузами-партнерами. Однако положения нового кодекса дают возможность более тесно наладить сотрудничество и обмен лучшим опытом, внедрить его в университетах внутри страны. Нужно понять, что мы не конкуренты друг другу. Все университеты Беларуси решают одну задачу: подготовить достойных специалистов и сохранить их в стране. Для этого им нужно дать качественное образование, и именно поэтому важно поделиться передовыми наработками, которые есть в каждом вузе. Несомненно, это будет способствовать повышению качества образовательного процесса и укреплению позиций университетов нашей страны в международных рейтингах.
– Интерес в обществе вызывает еще одна новая норма: дополнительное образование для одаренных детей и молодежи. Насколько я понимаю, это подразумевает взаимодействие вуза со школой?
– Да, несомненно! Для раскрытия талантов одаренных детей и молодежи в нашей стране создан Национальный детский технопарк, отбор в который проводится на конкурсной основе управлениями образования. Но смысл не только в том, чтобы обучить юношей и девушек в технопарке, важно и далее создать условия, которые будут способствовать развитию их талантов. И здесь важную роль должны сыграть научно-технологические парки, созданные в университетах нашей страны. Они в современных условиях становятся той площадкой, где идеи ребят и компетенции, полученные в Национальном детском технопарке, должны реализоваться в качестве реального инновационного продукта. Уверена, такое тесное сотрудничество школ, Национального детского технопарка и университетов позволит нам вырастить будущих гениальных конструкторов, великих ученых, нобелевских лауреатов, генераторов прорывных идей.
– Как ректор университета наверняка Вы поддерживаете новацию, в которой сказано о закреплении статуса молодого специалиста за теми, кто окончил учебное заведение на платной основе, но пожелал получить распределение.
– Вы правы. И я с гордостью могу сказать, что Гродненский государственный университет имени Янки Купалы уже четыре года применяет такую практику к выпускникам, которые приходят на работу в наш университет. То есть, если к нам устраивается выпускник, окончивший обучение на платной основе, по коллективному договору мы обеспечиваем ему определенные социальные гарантии. И то, что в кодексе уравняли права выпускников бюджетной и платной основ – это очередное подтверждение социальной ориентированности государства.
Анжелика ДУДКО
Фото:из архива "ГП", БЕЛТА