Разрушая стереотипы
Выбор будущей профессии — один из важных шагов, которые делают выпускники школ. В большинстве случаев они ориентируются не столько на свои желания, способности и ситуацию на рынке труда, сколько на престижность профессии, стереотипы, существующие в обществе. Да и многие родители, навязывая свое мнение как ориентир, к примеру, на высшее образование, реально не оценивают свои финансовые возможности и способности самого ребенка. Есть немало примеров, когда при вложенных средствах в репетиторство, обучение на платном отделении вуза после получения диплома молодой человек идет работать водителем-международником или строителем.
Помочь школьникам принять правильное решение призвана профориентация. О том, как правильно ее проводить, какие методы использовать, чтобы сориентировать на получение рабочих специальностей, в том числе и высококвалифи-цированных, решали педагогический коллектив Вороновского колледжа сельскохозяйственного производства и директора школ, их заместители, руководство отдела образования, спорта и туризма райисполкома при участии заместителя председателя райисполкома А.А. Карповича.
К Вороновскому колледжу, который зачастую в обиходе подростки именуют «хабза», отношение, мягко скажем, не очень положительное. Чего таить, не только от родителей, но иногда и от педагогов можно услышать: «Будешь плохо учиться — пойдешь в Вороновскую хабзу». Этот годами устоявшийся стереотип давно потерял свою актуальность. У учебного заведения прекрасная материальная база: 30 кабинетов, 10 лабораторий, 6 учебно-производственных мастерских, машинный двор, автотрактородром, учебное хозяйство, библиотека с читальным залом на 50 мест, столовая на 100 посадочных мест, общежитие на 200 мест, актовый зал, клуб, стадион, медпункт. Все кабинеты оснащены современной компьютерной и специализированной техникой, имеются стенды для практической работы. Учебный процесс проводят 60 мастеров производственного обучения, большинство из них имеет первую и высшую категории. Здесь прекрасно готовят таких специалистов, как электрики, штукатуры, трактористы, водители, продавцы, швеи и т.д. Кстати, востребованных на рынке труда не только в нашем районе.
В этом убедились участники совещания после обзорной экскурсии. И, как они сами признались, многие, побывав здесь впервые, были приятно удивлены.
— Не знала, что в нашем колледже такая крепкая материальная база, столько внимания уделяется учащимся, для них созданы комфортные условия, как для учебы, так и для досуга, — говорит недавно вступившая в должность директор Погородненской школы Галина Талайковская. — После всего увиденного и услышанного предложу своему сыну идти сюда учиться.
Одобрительное мнение высказали все собравшиеся, тем самым развеяв устоявшиеся стереотипы.
Во время круглого стола руководители школ, начальник отдела образования, спорта и туризма Е.Я. Ганевич и ее заместитель П.В. Тарчинский дали дельные советы по мотивации школьников для поступления в наш колледж. Было предложено к уже имеющейся практике экскурсий для выпускников школ добавить экскурсии и для их родителей. В январе-апреле пройдут родительские собрания с участием администрации и педколлектива ГПТК.
— В школах необходимо больше проводить бесед о важности рабочих специальностей и о том, что высшее образование можно получить, имея в кармане диплом колледжа, — говорил А.А. Карпович. — Все-таки много плюсов в том, что дети обучаются в учебном заведении на территории своего района: это и экономически выгодно, и проконтролировать легче, да и в поселках нашего типа меньше соблазнов, чем в городах.
Наталья ИВУТЬ.
Фото автора.