Молодежные инициативы, патриотическое воспитание и профориентация. Что обсуждали на заседании коллегии главного управления образования
Заседание коллегии главного управления образования облисполкома прошло на базе областного института развития образования.
Подводя итоги реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы», начальник главного управления образования облисполкома Руслан Абрамчик подчеркнул, что вся система образования была направлена на повышение ее качества и доступности.
– Сегодня с уверенностью можно сказать, что Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2016-2020 годы» реализована в полном объеме, бюджетами всех уровней выполнены обязательства по финансированию мероприятий программы, достигнуты целевые показатели в рамках области, – рассказал Руслан Абрамчик, отметив, что общие результаты впечатляют. – В течение последних пяти лет серьезные сдвиги произошли в вопросе обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях. В области появилось свыше 1600 дополнительных мест. Немало было сделано и для совершенствования материально-технической базы. Заметно увеличилось оснащение детских садов средствами обучения, игровым и физкультурным оборудованием. Во всех дошкольных учреждениях имеется автоматизированная система контроля за качеством питания.
Начиная с 2016 года, проведен капитальный ремонт и реконструкция 16 школ. В целом за истекший пятилетний период было закрыто 20 и реорганизовано 53 учреждения общего среднего образования. Свои двери для учеников распахнули две новые школы – в гродненском микрорайоне Ольшанка и в Островце. В школах области оборудовано 60 новых кабинетов физики, 67 кабинетов химии и 11 кабинетов биологии.
Сегодня в 206 школах функционируют профильные классы различной направленности. К примеру, только в классах и группах педагогического профиля обучается 835 учащихся.
Затронул Руслан Абрамчик и тему повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Он подчеркнул, что за пять лет был открыт прием по 5 новым специальностям среднего специального образования и по 22 квалификациям профессионально-технического.
– В образовательный процесс области были внедрены инновационные формы и методы производственного обучения. Работают 6 ресурсных центров, оснащенных самым современным оборудованием. Обучение на их базе уже прошли более 6 тысяч человек из числа учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, работников предприятий области, безработных граждан, учащихся школ.
Безусловно, все эти позитивные изменения не остаются незамеченными и существенно влияют на повышение качества образования. Как подтверждение – область ежегодно входит в тройку лидеров по результатам централизованного тестирования и спартакиады школьников. Стоит отметить и успешное выступление представителей региона в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills: 2016 год – 11 медалей, 2018 год – 17. По итогам чемпионата мира в Казани в позапрошлом году медалями «За высшее мастерство» награждены четыре белорусских участника, в том числе учащаяся Гродненского государственного колледжа техники, технологий и дизайна.
Во время заседания коллегии были озвучены итоги реализации Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи в Гродненской области на 2016-2020 годы, выполнение мероприятий которой позволило обеспечить преемственность и непрерывность воспитания, усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания, а также способствует развитию региональных и локальных воспитательных систем.
На коллегии не раз подчеркивалось, что важнейшей составляющей образовательного процесса является воспитательная работа. Ведь именно патриотически настроенная молодежь, обладающая глубокими профессиональными знаниями, ответственная и прогрессивная, не зависящая от мнения других, способна обеспечить сохранение нашей страны, определить ее будущее. По этой причине поиску инновационных подходов в воспитании в период реализации программы уделялось особое внимание.
Как рассказал Руслан Абрамчик, одним из наиболее масштабных стал проект «Автограф на карте родной Беларуси». В 2018 году в рамках Года малой родины к участию в нем подключились все учреждения образования области. Результатом поисковой и исследовательской деятельности учащихся стало создание интерактивных карт воинских захоронений на территории районов Гродненской области. Всего в регионе оцифровано 689 памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Активная краеведческая деятельность учащихся способствовала пополнению музейных фондов уникальными экспонатами, развитию сети школьных музеев. Сегодня в регионе насчитывается 317 музеев и 73 музейные комнаты, 34 музея носят звание народного.
Немаловажным ресурсом патриотического воспитания является детско-юношеский туризм. В среднем процент охвата учащихся экскурсионной деятельностью за три года, начиная с 2018, составил 123%. Это значит, что каждый обучающийся области за календарный год поучаствовал в одной-двух экскурсионных поездках.
В прошлом году получила дальнейшее развитие проектная деятельность. Успешно реализуется туристско-экскурсионный проект «Да суседзяў». Осуществлен масштабный, содержательный интерактивный интернет-проект «#История#Память#Будущее.by».
Свои весомые плоды принесла выработанная система ежегодных областных и районных мероприятий, направленных на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей. Существенно расширились возможности оказания психолого-педагогической, правовой, информационно-разъяснительной помощи обучающимся, родительской и педагогической общественности. Форматы взаимодействия самые разные: онлайн-консультирование, вебинары, родительские чаты, форумы, внедрение технологий медиации.
– В центре особого внимания находились вопросы досуга детей и молодежи, организации их занятости в свободное от учебы время. Уровень вовлеченности ребят в различные формы оздоровления на каникулах вырос за пятилетку существенно, – добавил Руслан Абрамчик, при этом особо подчеркнув, что наиболее значимым результатом и критерием качества реализации программы воспитания стало снижение уровня преступности среди несовершеннолетних.
К слову, одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики стало развитие социальной активности молодых людей через молодежное парламентское движение. Молодежный парламент при областном Совете депутатов сегодня является ведущей площадкой по реализации проектов и инициатив региона. Только за последний год молодыми парламентариями реализовано 122 проекта и инициативы. Дальнейшее развитие в регионе получило волонтерское движение: в области сегодня насчитывается более 820 волонтерских отрядов.
Определение задач в области воспитания на ближайшую пятилетку – аспект не менее важный. Системный подход и постоянство – это то, что крайне необходимо в работе с молодежью.
– Сегодня одна из главных наших задач – организация воспитательной работы с учетом тезисов, которые прозвучали на шестом Всебелорусском народном собрании, – отметил Руслан Абрамчик. – Это касается патриотического воспитания, совершенствования профориентации. Знакомство с предприятиями области и республики должно помогать ребятам максимально рано определиться с выбором профессии, чтобы уже к восьмому классу они могли определить будущий профиль своего обучения.
О результатах выполнения соглашения между главным управлением образования Гродненского облисполкома и Гродненской областной организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки на 2019-2022 годы рассказала председатель данной организации Вера Гришечко. Также на заседании были подведены итоги областного отраслевого смотра-конкурса на лучшую постановку работы по развитию социального партнерства.
Ольга ЗАЕНЧКОВСКАЯ
Фото:Михаила ИСАЧЕНКО и из архива "ГП"