Как психологически подготовить ребенка к школе
Поход в первый класс – сильный стресс для вчерашнего детсадовца.
Задача родителя – позаботиться о том, чтобы ребенок как можно мягче перенес смену обстановки и без труда влился в новый коллектив. Психолог Яна Календо поделилась с нами рабочими методами.Ресурсы надо беречь
– Готовность ребенка к школе часто отождествляют с умением читать и писать, верно ли это?– Важнее, насколько сформированы воля, учебная мотивация и коммуникативные навыки. Дошкольникам свойственно делать многое исходя из своих эмоций и желаний, но учеба требует обратного – слушать, даже когда неинтересно, писать, даже если устал, сидеть, даже когда хочется бегать. При этом дети способны ориентироваться на требования и следовать правилам, но только при созревании определенных структур мозга. Если эти процессы еще не произошли и вы посадили малыша за школьную парту, половина ресурсов уйдет на организацию себя.
О появлении учебной мотивации вы легко можете узнать сами: дети перестают интересоваться игрушками. Могут появляться игры в школу, желание учить других буквам и цифрам, вопросы «а сколько будет 100+100?». Ребенок стремится применять знания на практике: начинает читать книги или считать деньги в магазине.
Школа – не только про оценки и буквы. Маленький человек осваивает новые социальные роли: друг, одноклассник, ученик. Это значит, что он должен иметь в запасе способы, как подружиться, просить о помощи.
Яна Календо
– Есть стойкое убеждение, что девочек стоит отдавать в школу с шести лет, а с мальчиками лучше повременить до семи.
– Диагностика готовности к школе не раз этот стереотип опровергала. Ко мне приходят девочки шести лет с сильной игровой мотивацией. И мальчики того же возраста с ярким желанием познавать новое. Пол и возраст точно не ориентир.
– Представим другую ситуацию: ребенок готов к учебе, но родители хотят повременить – придержать годик. Это плохо?
– Не понимаю такой логики. Скорее, родители идут на поводу у собственных тревог. Но ведь ключевое, что у ребенка нет негативного школьного опыта. Если мотивация стала учебной, то аргумент «пусть еще поиграет» ложный. Мне искренне жаль мотивированных детей, которые остаются в саду «на второй год».
Дом – место объятий
– Одобряете, когда детей отдают на раннюю подготовку к школе, чтобы помочь адаптироваться?– Давайте, как в мультфильме «Головоломка», попробуем погрузиться в мозг ребенка. До школы у него была абсолютно понятная и прогнозируемая жизнь: проснулся, умылся, пошел в садик, поспал, поел, поиграл. Все четко, размеренно, одинаково. Фраза «ты идешь в школу» для него равноценна тому, как если бы вам прямо сейчас сказали, что вы переезжаете в другую страну.
В момент, когда ребенок пойдет в школу, его нервная система будет максимально нагружена, а в мозгу будет происходить множество процессов. Бесконечное количество вопросов ложится на хрупкие плечики: как запомнить расположение класса, подружиться с детьми, понравиться учительнице, побороть стеснение. Поэтому здесь я пойду вразрез с общепринятыми тенденциями: не надо отдавать ребенка ни на какую подготовку в летнее время, тем более за неделю‑две до школы.
Моя искренняя рекомендация: максимально напитать сына или дочь положительными эмоциями. У будущего первоклассника должно быть классическое лето: много играть, загорать, физически активничать. Задача родителей – выровнять ребенка физиологически и психологически, чтобы он был спокойный, счастливый. Если он придет к 1 сентября истощенный, теплых чувств к школе не будет. Мы получим часто болеющего школьника, забирающего отдых из других источников. Но сейчас, когда до занятий остается неделя, уже начинайте следовать школьному расписанию – например, просыпайтесь и питайтесь в нужное время.
Что касается в целом подготовки к школе, то я бы не начинала ее раньше пяти лет. Все эти восторженные примеры с чтением в три года – никому не нужная история.
– Как психологически подготовить будущего первоклассника?
– Начать с простого – объяснить, что такое школа, чтобы это слово не вызывало напряжения. Как бывает накануне линейки: мама на взводе, суетится, закупает канцелярию, выбирает форму. Садимся и проговариваем: «У твоей школы три этажа, ты будешь учиться в определенном классе, за партой». Подробно рассказываем, подчеркивая приятные моменты: «У тебя появятся верные друзья, ты столько всего интересного узнаешь!»
Можно поиграть в школу, почитать книгу или посмотреть мультфильм. Поделитесь своими воспоминаниями из детства, причем опыт похода в школу преподнесите в позитивном ключе. Не стесняйтесь говорить об эмоциях: «Я тоже тогда очень волновалась». Если вдруг не было приятных воспоминаний – придумайте теплую вдохновляющую историю, чтобы ребенок понимал: «Маме тоже было страшно, но она справилась. Значит, и я смогу».
Еще важный момент: ставим ребенка в позицию действия. Не решайте за сына или дочь, какие карандаши купить. Школьные принадлежности и форма должны нравиться. Будет дополнительная мотивация пойти в школу.
– Как реагировать, если ребенок отказывается ходить в школу?
– Во время адаптации малыш может чувствовать себя слабым, вялым, могут начаться головные боли, нарушение сна, аппетита. Он даже может плакать, раздражаться, цепляться за родителей. Но это не значит, что что‑то идет не так. Это симптомы адаптации, которые могут длиться от двух месяцев до полугода. Наша задача – снять напряжение. Дом – место тепла, уюта, объятий. Исключите массовые мероприятия, поддерживайте позитивными историями, гуляйте перед сном, устраивайте расслабляющие ванны, включайте детские медитации. «Я с тобой, у тебя все получится» – в таком ключе. Насторожитесь, если длительно нет положительной динамики или негативные процессы набирают обороты. Разберитесь, может, малыш столкнулся с трудностями освоения программы или у него не получилось встроиться в коллектив, найти общий язык с учителем.
sb.by