На «элитной» ниве — элитные семьи
В уборочной кампании на хлебных полях Вороновского района плечом к плечу работают супруги, братья, отцы с сыновьями. Целых пять (!) семейных экипажей убирают хлеб в сельхозпредприятии «Элит-Агро Больтиники».
— Семейные экипажи у нас приветствуются, — улыбается исполняющий обязанности главного агронома предприятия Олег Габис. — Родным людям проще сработаться, понять друг друга с полуслова. И хлебное дело спорится. Больше 85% полей убрано. Правда, после разгула стихии из-за полеглостей затруднена работа на некоторых площадях с пшеницей и рожью. Но комбайнеры не сетуют, стараются. Неделя хорошей погоды — и мы завершим уборку. С хлебом будем!
Бенкевичи
Когда идет жатва, сидеть дома Яну Бенкевичу невмоготу.
— Отдыхаю и так много на пенсии, — делится мужчина. — Руки сами просят работы. Уж тридцатый сезон на страде. Конечно, уборка — это и семье хорошее материальное подспорье. Руководство хозяйства рублем не обижает, да и вкусно кормят. Но главное, что работа — в удовольствие. Комбайн шестой сезон в деле, в нем комфортно, а посмотришь на убранные гектары — душа радуется.
Пятый год в помощниках у Яна Тадеушевича ходит сын Виталий. Трудится он на железной дороге, но во время жатвы берет отпуск — и в поле. С детства Виталия привлекала техника. А тут — мощный «Палессе»! Адреналин, да и только! Так что, на страду Бенкевичи отправляются и за эмоциями.
Тубелевичи
Все прелести уборочной кампании изучили на деле дети Геннадия Тубелевича. Дочка Анна трудилась на зерносушильном комплексе, помощником комбайнера был сын Артур, уже четыре года эту миссию выполняет младший Анджей.
— Попробовал свои силы на страде — и увлекся, — признается парень. — Сейчас работаю в Лиде на производстве, но летом и душою, и телом — на селе. Полученные в Вороновском колледже знания здорово помогают на практике. Теперь работу хорошо знаю, особых трудностей не испытываю. Некоторые действия дошли до автоматизма. Хлеборобное дело действительно интересное. Попробовав в нем свои силы раз, не сможешь отказаться потом.
Геннадий Степанович считает, что к труду детей надо приучать с ранних лет. Тогда они не вырастут белоручками, будут понимать, что в жизни не все дается легко.
— Работу хлебороба двадцать лет назад, когда я начинал трудиться в хозяйстве, и сейчас не сравнить. Помню, как тогда были руки по локоть в мазуте, — делится собеседник. — Конечно, за день устаешь за рулем, где-то спину прихватывает. Но зато в кабине современного комбайна комфортно и уютно. Хоть в парадной одежде работай! — признался механизатор и добавил: — Горжусь, что мои дети не боятся труда, работают со мною. И другим родителям советую привлекать сыновей и дочерей на страду. Они должны понять, какой ценою достается хлеб. Только тогда научатся его беречь.
Мозоли
Руслан и Томаш Мозоли — сезонные работники. Главное начать, потом дело хлеборобное затягивает, считают они. И уже четыре года трудятся бок о бок.
— Братья всегда в трудную минуту друг другу плечо подставят, — говорят они. —Случись поломка комбайна в поле — с близким человеком сподручней неисправность устранить. Никто легче участок работы точно искать не будет.
Руслан — многодетный отец. Сидя за штурвалом комбайна, время от времени мыслями возвращается к семье.
— Ради них стараюсь, — дрогнул голос мужчины. — Летом нужно думать о том, как детей в школу собрать. Живя на селе, не вписаться в уборочную — значит, быть лентяем, — серьезно добавляет Руслан.
Русаки
Несомненно, страда закаляет мужчин и изнуряющим зноем, и сильными дождями, и напряженным ритмом. Как правило, комбайнеры немногословные, искренне болеющие за свое дело. Так можно охарактеризовать и братьев Виктора и Александра Русак.
— Десять лет один управлялся на своем «Палессе», — поделился Виктор. — Привык к тому, что и один в поле воин, что только сам в ответе за технику и качество уборки. Но годы идут, прыть не молодецкая. Комбайну все больше внимания нужно. Взвесив все за и против, понял, что без помощи тяжеловато. Но рядом должен быть надежный человек, на которого действительно можно положиться. А лучше брата, конечно, не найти.
Картановичи
Виталий Валентинович строго, немного придирчиво смотрит вдаль — наблюдает, как жнет рапс девятнадцатилетний сын Николай.
— Парень взрослый. Третий год со мной на страде. Пора самостоятельно жать, — считает отец.
Комбайн Картановичей не простаивает ни минуты. Даже в обед. Пока кушает отец, на ниву выходит сын.
— Коля окончил Ивьевский колледж, стал строителем, самостоятельно получил права, — гордится сыном отец. — Вижу, что есть желание работать, поэтому приветствую любую инициативу. Работой его доволен. За огрехи спрашиваю строго. Кто лучше подскажет и научит, как не отец?!
Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.