Кому нужны закрытые границы?
18 августа Литва приостановила работу двух пунктов пропуска — «Шумскас» (с белорусской стороны «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). Власти балтийской республики мотивировали свое решение тем, что с территории Беларуси после размещения бойцов ЧВК «Вагнер» якобы исходит угроза. Инициатива Вильнюса — надуманна и политизирована, так прокомментировал ситуацию журналистам в белорусском МИД. Неконструктивным решение Литвы закрыть пункты пропуска на границе считают и в Госпогранкомитете Беларуси, за таким шагом кроется вовсе не забота о безопасности, а желание помешать перемещению через границу грузов и литовцев, которые приезжают в Беларусь, пользуясь безвизом.
В понедельник, 28 августа, Литва намерена была приостановить работу еще двух КПП на литовско-белорусской границе: «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» («Привалка»). В этом случае на границе действующими оставались бы только «Мядининкай» («Каменный Лог») и «Шальчининкай» («Бенякони»). Беларусь реагирует на данные шаги спокойно и прагматично. Какие-либо изменения в белорусской политике добрососедства не планируются.
С начала действия безвизового режима в Беларусь проследовали
694 614 иностранцев: 438 969 граждан Литвы, 48 404 негражданина
и 158 545 граждан Латвии, а также 48 696 граждан Польши.
Закрыв границы с нашей страной, соседи сделают хуже только себе и своим жителям, сделал важные акценты и выводы Александр Лукашенко, выступая в Белорусском государственном университете: «Мы хотим жить на своей земле. Нам не надо ни польские земли, ни литовские, ни латышские. Но у них сегодня политический психоз накануне выборов, особенно в Польше, вот они и будут нагнетать эту ситуацию.
Закроют — пусть закрывают, сделают хуже только для себя. И так уже народ обнищал: зимой дрова от нас вывозили, потому что топить нечем. И ради бога. Мы будем им помогать, надо будет — бесплатно будем помогать, чтобы люди выдержали это».
При этом глава белорусского государства обратил внимание, что население соседних стран — «не дураки, там люди крепкие, закаленные».
Ситуация на границе
— Сопредельные с белорусскими пункты пропуска «Лоша» и «Видзы» активно использовались водителями легковых автомобилей и порожних грузовиков. Свои маршруты движения они закономерно переориентировали на белорусско-литовские «Каменный Лог», «Котловку», «Бенякони» и белорусско-латвийский «Урбаны». Соответственно, нагрузка на эти пункты пропуска возросла. Так поток легковых транспортных средств в пункте пропуска «Бенякони» увеличился почти в 2 раза, — рассказал начальник таможенного поста «Бенякони» Олег Паращенко. — А с учетом того, что контролирующие литовские службы не справляются с возросшей нагрузкой после закрытия двух пунктов пропуска и не обеспечивают ритмичную работу по пропуску транспортных средств — это приводит к образованию очередей. Безусловно, все это вызывает моральный и физический дискомфорт у граждан, пересекающих границу. Мы в свою очередь предпринимаем все возможные меры по минимизации последствий от принятых литовской стороной мер.
В момент нахождения корреспондентов в пункте пропуска на выезд из Беларуси в очереди находилось более 60 легковых автомобилей и более 140 грузовых. На выходных было более оживленно. Вечером пятницы поток был максимальным — более 200 авто, к вечеру субботы снизился.
У людей, пересекавших границу, поинтересовались отношением к очередному неконструктивному шагу Литвы.
— Неудобства в первую очередь ощутили жители тех сопредельных регионов, в которых закрылись пункты пропуска, — озвучил мысль житель Минской области Виктор. — Для них это лишние расстояния. В разгар отпускного сезона, да еще и в летний зной, на мой взгляд, это удар по своим же гражданам.
Молодая семья из Минска уже прошла оформление на белорусской стороне, их автомобиль находился в «хвосте», ожидающем въезда в Литву.
— Мы каждый год выезжаем за границу на отдых. Ездили через разные пункты пропуска. Выбрали «Бенякони», потому что здесь появилась комфортная зона ожидания. Поскольку с нами путешествует ребенок, это очень важно. Но мы рассчитывали быстрее пересечь границу. В зону ожидания мы въехали в 10 вечера, а сейчас уже одиннадцать утра. Думаю, если бы не закрывшиеся пункты пропуска, очередь была бы меньше, — предположил глава семьи Павел.
А о чем думают обычные люди?
О хороших отношениях с соседями.
Две пожилые пары мы застали на стоянке у магазина в Беняконях, познакомились.
— Мы — жители Клайпеды. Пенсионеры. Вот решили организовать тур выходного дня — едем на LIDBEER и юбилей Лиды. Так издавна заведено: к соседям на праздники ездить. Увидели программу в интернете: многообразие культурных локаций, да и пиво «Лидское» будет возможность посмаковать, — шутит водитель.
— Хорошо, что границу передумали закрывать, не пришлось отменять поездку, —присоединяется его супруга, — На новость об этом могу сказать лишь одно — идиотизм. Конечно, напрягает, что по 15 часов люди стоят на границе. Так очереди будут еще больше. Но белорусы ведь не могут повлиять на это обстоятельство, литовская сторона тормозит движение. А вообще, знаете, разное говорят у нас, мол, танки у границы стоят, «вагнеровцы» во всеоружии, «выедете, так не вернетесь…», «вас могут завербовать»… А мое мнение, адекватный человек такое не скажет. Мы бываем здесь часто, так как Витебщина — малая родина мужа. Ничего из того, чем пугают нас в Литве, мы здесь никогда не видели.
— В Литве есть чиновники, которые прямо заявляют: вы нас выбрали — терпите, — эмоционально дополняет попутчик семейной пары.
— В Беларуси есть преимущества по сравнению с нашей страной, — высказывает свое мнение женщина. — К примеру, медицина. Нам, чтоб выписать лекарство у семейного врача, нужно месяц ждать очередь. Так вот, если дождешься приема, может, и вылечат… А нам, пенсионерам, в силу возраста приходится нередко со своими болячками обращаться к докторам. Внук мой возит свою дочь к специалистам в Гродно, доволен: качественное медобслуживание, цены ниже наших, да и отношение человеческое.
Галина Кветень, жительница аг. Бенякони:
— Простым людям, как литовцам, так и белорусам, этот беспредел, который устроили на погранпереходах литовские власти, не нужен. У меня две дочери Татьяна и Светлана живут в Вильнюсе много лет. У них семьи, дети. Внучата гостили у меня летом. А как пошли слухи, что закроют границу, так сорвались быстрее домой — потом проблематично будет выехать, а детям на учебу скоро.
Тяжело пережили время ковида, а тут на тебе — «новая хворь». Не по-человечески это как-то. В приграничье живут родные люди, абсурдно устанавливать запреты.
А очереди возьмите, так опять же литовская сторона препятствия создает. Дочь рассказывала, что на переходе с литовской стороны плакаты установили: «не советуем ехать в Беларусь, можете не вернуться». Но ведь пустое это. Кто у нас бывает, только ухмыляется на такие заявления. Местные уже привыкли, что в магазинах, аптеках ежедневно литовцев очень много. А что? Людям выгодно ехать закупаться сюда.
Тадеуш Тупко, председатель Беняконского сельисполкома:
— Наши народы хотят дружить и общаться, развивать торговлю и туризм — зачем возводить искусственные барьеры и занавесы? Естественные человеческие контакты невозможно разорвать чьей-то прихотью. Ведь, как правило, основные цели поездок иностранцев в Беларусь — это визиты к родственникам, посещение мест захоронения, приобретение товаров, получение платных медицинских услуг.
А для нашей местности характерна и туристическая составляющая. К примеру, на прошлые выходные у нас был фестиваль-ярмарка «Хлеб — всему голова», так среди отдыхающих были и литовцы. Люди интересуются нашей культурой. Знаю, что много иностранцев посещают наши знаковые объекты: усадьбу Путткамеров в Больтиниках, дом-крепость в Гайтюнишках, костелы с вековой историей…
Эффект безвиза
С тех пор как Беларусь ввела безвизовый режим для европейских соседей, число желающих побывать в нашей стране выросло в разы. А приграничные районы, в том числе и Вороновский, получили определенные экономические бонусы.
— Мы только приветствуем желание наших соседей посетить Беларусь, приобрести здесь качественные товары, пообщаться с родственниками и друзьями. Наша торговля сегодня готова удовлетворить любой спрос, мы за этим четко следим, — делится мнением председатель Вороновского райисполкома Дмитрий Захарчук. — Темп роста товарооборота по сравнению с другими районами у нас заметно выше. За семь месяцев текущего года в сопоставимых ценах он составил 116% — максимальный в рейтинге районов Гродненщины. Безусловно, свою лепту в это вносят магазины беспошлинной торговли, приграничного торгового объекта Белтаможсервиса.
Да и в целом, введение санкций, «приграничный беспредел» не отразились на социально-экономическом развитии Вороновского района. Напротив, у нас создаются новые рабочие места, развивается промышленность, сельское хозяйство, строятся новые современные животноводческие объекты. Мы получили хороший урожай зерновых, отпраздновали «Дожинки». Исполненный с профицитом бюджет позволил направить дополнительные средства на ремонт дорог, благоустройство населенных пунктов. Государство у нас социально ориентированное, поэтому все решения принимаются в пользу человека.
Помимо экономического эффекта безвиза, каждое посещение Беларуси иностранцем из сопредельных государств — возможность донести правду, своеобразное информационное противоборство, считает глава района. Это достаточно важно при попытках международной изоляции и экономического давления, с которым сталкивается наша страна. Развернута тотальная информационная кампания по дискредитации Беларуси. А человек, оказавшись на нашей территории, видит совершенно противоположную картину. Каждый такой литовец, латыш, поляк… является источником правды для своих соотечественников.
Галина ШЛЕМПО,
Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.