Найден Mercedes, на котором ездил знаменитый Александр Дубко
Сегодня этому известному человеку исполнилось бы 80 лет. К знаменательной дате АвтоГродно нашел служебный автомобиль Александра Дубко - Mercedes W126. Машина с большой историей в нашем репортаже.
Молодым читателям стоит напомнить, что Александр Дубко заслуженно считается выдающимся управленцем, героем Беларуси (всего этой награды удостоено 11 человек). Он добивался успехов на различных должностях и даже выдвигал свою кандидатуру в президенты Беларуси в 1994 году. Сегодня его имя носят две премии в области культуры и студенчества, а также улица, турниры по хоккею и баскетболу. О лидерских качествах Александра Дубко рассказывала "Гродненская правда" в статье "Человек легенда".
Мы разыскали Mercedes W126, который с 1988 по 1995 годы был служебным автомобилем Александра Дубко. Машина была куплена новой на одной из выставок в Москве. До 2004 года W126 состоял на службе в автопарке колхоза "Прогресс", после чего автомобиль выкупил в личное пользование наш собеседник - Иван Николаевич. Он и согласился предоставить машину для фотосессии.
Отправляемся в Вертелишки к зданию правления, где трудился Александр Дубко и где установлен его бюст.
- В конце 80-х и начале 90-х Mercedes S-Class W126 был чем-то из разряда фантастики на улицах Гродно. Таких по всей тогдашней БССР было от силы несколько штук. И 126-й стал тем самым автомобилем, достойным руководителя, который в силу своих исключительных качеств смог развить экономику колхоза "Прогресс". Колхоз занимал по многим позициям призовые места в республике, все зарабатывал сам и никем не дотировался, - вспоминает Иван Николаевич, нынешний владелец "Мерседеса", а также знакомый нашего героя.
Mercedes W126 был в колхозе машиной парадных выездов. Для передвижения по обширным территориям колхоза "Прогресс" Александр Иосифович использовал служебную "Волгу" ГАЗ-24 и УАЗик. Mercedes же служил для поездок в столицу, а также для выездов на переговоры в Литву и Польшу.
- Говорят, "по одежке встречают, а по уму провожают". Так и Александр Дубко, благодаря своему "Мерседесу", производил хорошее впечатление при первой встрече с иностранцами, а к моменту расставания люди только убеждались в правдивости первого мнения, - говорит собеседник.
Машина обслуживалась у официального дилера в Варшаве. Там же пришлось сделать капитальный ремонт двигателя. В тот же приезд у "Мерседеса" заменили приборную панель.
- Когда в 2004 году я купил этот автомобиль, то водитель передал мне вторую приборную панель. Ее одометр замер на 500 000 километрах пробега. Получается что двигатель, который должен был проехать миллион, почему-то отходил без ремонта лишь половину этого срока. С тех пор машина проехала еще 200 000 километров и двигатель работает без нареканий, - говорит владелец.
Тридцатилетний автомобиль сохранился в отличном состоянии. Обратите внимание на состояние кнопок, ручек и обивки.
Иван Николаевич использует Mercedes W126 для регулярных поездок. Говорит, что машина не должна застаиваться. Для постоянных выездов он установил современную магнитолу. Оригинальную хранит дома, ее он ставил, когда приезжал летом на SunDay-2017.
Автоматическая коробка прошла 700 000 километров без проблем и серьезных ремонтов.
Комплектация у W126 не максимальная. Но опции 1988 года впечатляют. Можно отметить ABS, электрические стеклоподъемники и зеркала, корректор фар, а также круиз-контроль и двухзонный климат-контроль.
Салон велюровый. Сохранился как новый. При Александре Дубко и после него на сиденьях были чехлы. Нынешний владелец их снял.
- После покупки я полностью перебрал автомобиль. Не вмешивался лишь в двигатель и автоматическую коробку. Вы знаете, что меня особенно впечатлило, так это серебро на электрических контактах. Они не подвержены коррозии и окислению. Вот уж делали на века, - говорит Иван Николаевич.
К слову, он заменил у "Мерседеса" передние крылья, переварил арки и перекрасил кузов, сохранив оригинальный цвет. Лишь кузовные работы Иван Николаевич проводил на специализированной станции. Все остальные работы проделал сам - общается с техникой на "ты". В этом году Ивану Николаевичу исполняется 70 лет. В юности он заканчивал мореходную школу по специальности моторист, а на флоте - это широкое понятие. Несколько лет наш собеседник отдал службе на море.
Интересно, что специально для этого "Мерседеса" на АЗС в колхозе "Прогресс" была колонка с 95-м бензином. "Белнефтепродукт" уже в те времена выпускал АИ-95. Хотя двигатель отлично работает и на АИ-92, достаточно лишь изменить настройки блока управления.
- Машина 16 лет верой и правдой отслужила колхозу, а сейчас в отличном состоянии помогает мне. Если нужно в Москву, в любой момент сяду и поеду. Не подведет, - говорит Иван Николаевич.
- Много ли проехал за рулем "Мерседеса" Александр Дубко?
- Не думаю. У него были свои водители, которые управляли автомобилем, следили за его состоянием. По звонку можно было сорваться в любое время и ехать. Машина постоянно должна была быть готова к дальней поездке. Кстати, при Александре Иосифовиче за машину отвечал сначала один водитель, потом - второй. После его ухода на должность председателя Гродненского облисполкома, у "Мерседеса" появился третий водитель, который уже и передал мне машину, - поясняет владелец. - Знаете, за тридцать лет Mercedes ни разу не был в ДТП, даже мелких.
- Мы были хорошо знакомы с Александром Иосифовичем, сходились во многих взглядах. Теперь в память об этом человеке и сохраняю в аутентичном виде страничку истории немецкого автопрома. Я действительно волнуюсь за Mercedes. Ко мне уже много раз подходили, расспрашивали про машину, хотели купить. Но я всем говорю, что у этого автомобиля цены попросту нет.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ:
Руководитель. Наставник. Коллега. О Герое Беларуси Александре Дубко вспоминают те, с кем он жил и работал (+Видео)
Сделанное остается на века. Об Александре Дубко тепло вспоминают жители Вертелишек